Опыт – самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика.

Опыт – самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика. Как много смысла вложено в это высказывание… Что же оно обозначает? Я считаю, что человек приобретает определенный опыт, проходя путь ошибок. Именно они и являются платой за обучение. Размышление над своими ошибками помогает развить, усовершенствовать свой внутренний мир. Это позволяет нам научиться лучше разбираться в себе, в окружающем мире, лучше понимать людей, жить в согласии с нравственными ценностями и в гармонии с самим собой. Все это приходит не сразу, а только после совершения ряда ошибок и осмысливания их результатов.

Ярким примером человека с большим жизненным опытом является образ Андрея Болконского, героя романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». На протяжении всего произведения он проходит несколько жизненных этапов. В самом начале произведения герой предстает перед нами неудовлетворенным своим образом жизни, отвергая ложь, неискренность, лицемерие аристократического общества. В поисках лучшего, желая служить Отечеству и обрести власть, он уходит на войну. Его идеалом, как и многих в то время, является Наполеон. Герой мечтает о подвиге, «найти свой Тулон», который бы прославил его, заставил бы людей восторгаться им. Шенграбенское сражение позволило ему проявить свое мужество: под градом пуль он доезжает до батареи Тушина, где становится свидетелем проявления подлинной отваги артиллеристов капитана. Болконский понимает, что главное – это не власть, не награда, а служение Отечеству. Истинный героизм кроется в простых людях, выполняющих свой воинский долг.

Аустерлицкое сражение казалось князю шансом найти свою мечту. Он надеялся, что это сражение завершится победой, в которой станет решающим именно его участие. Андрей и в правду совершает желанный подвиг: подняв знамя, он ведет за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, он падает и ему приходят в голову мысли: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал». А небо становится для него символом высоких целей, вечности и ценности жизни. Когда Болконский видит Наполеона, шагающего по полю через трупы, его образ, как образ гениальной личности меркнет. Герой осознает, как его «идеал» ничтожен, понимает, насколько важнее для него такие нравственные понятия, как правда, добро и истина. Преодолевая свои ошибки, Андрей проходит через путь становления личности и на этом этапе жизни начинают меняться ценности Андрея Болконского. После смерти Лизы, герой пытается жить для себя, для семьи, для сына, но он воспитан в других традициях, и это ему не удается. Андрей Болконский пытается приложить свой ум и организаторские способности и на государственной стезе: он служит в комитете Спиранского, но и здесь его жизненные принципы не находят воплощения, и он уходит. Новый этап в жизни Андрея Болконского,  любовь к Наташе Ростовой, должен был принести этому человеку обновления, новые радости личного счастья, но все это привело к трагической развязке – расставанию. И только в годину войны, ставшей очень тяжелой для народа, он понимает истинное предназначение своей жизни – служить Отечеству, Родине, отстаивая ее честь, быть вместе со своим народом. И, несмотря на то, что судьба Андрея Болконского заканчивается так трагично, мы понимаем, что его жизнь – это пример истинного служения своему народу и своей Родине.

Путь проб и ошибок свойственен для многих героев литературных произведений. Например, и для героя романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». За простотой и банальностью сюжета, которую мы видим, читая произведение, на самом деле кроется глубокий смысл. Автор достаточно подробно описывает жизнь русского народа того времени. Не случайно Белинский назвал этот роман «энциклопедией русской жизни двадцатых годов девятнадцатого века». Мы можем увидеть жизненные пути сразу нескольких героев: Евгения Онегина, Владимира Ленского и Татьяны Лариной. Каждый из них символизирует путь духовных поисков дворянской молодежи той эпохи.

Путь Онегина – это путь совершения ошибок и их преодоления. В романе в стихах описывается жизнь дворянина, который переехал в деревню из Петербурга после получения наследства. Здесь он знакомится с семейством Лариных и Ленским, с которым он тесно сошелся, несмотря на различие натур. Онегин – пресытившийся циник, не знающий, чем себя занять, не нашедший применения в жизни своему уму и способностям. Ленский же – возвышенный романтик, поэт, впитавший в себя все лучшие демократические вольнолюбивые взгляды западной Европы, свято верящий в незыблемость любви, дружбы. Конечно же, он глубоко оскорблен поведением Евгения в доме Лариных на именинах Татьяны, когда Евгений пытается заигрывать с невестой друга. На следующий день Ленский вызывает Евгения на дуэль, которая заканчивается трагически: Владимир Ленский погибает. В этот момент в душе Онегина произошел перелом. Он сознает свою вину, свою ошибку, но уже ничего не может исправить.

За время ведения светской жизни он приобрел богатый опыт в общении с девушками. «Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать…» – и он всегда добился поставленной цели. Но этот опыт сыграл с ним злую шутку. Встретив настоящую любовь, он не дал  «привычке милой» ходу, и не захотел терять «свою постылую свободу».  Онегин осознал свою ошибку, когда было уже поздно – Татьяна вышла замуж за другого. Она олицетворяет настоящую истинно русскую натуру, которая впитала в себя все лучшее, что должно быть в женщине: преданность, способность на глубокую, искреннюю любовь, доброту, близость к природе и русскому народу и верность своему женскому долгу («Я другому отдана и буду век ему верна»).

Прочитав множество произведений, я еще раз убеждаюсь в том, что каждый из нас учится на своих ошибках. Анализируя все совершенные нами поступки, хорошие и плохие, честные и бесчестные, мы учимся тому, как надо поступать в дальнейшем. Опыт приходит только в том случае, если мы в состоянии осмыслить наш промах.

А. Бабаева

Победа и поражение.

Каждому из нас в жизни может встретиться множество препятствий, преодолевая которые мы становимся смелее, решительнее и сильнее. Проходя путь становления личности через этапы поражения, человек приходит к осознанию того, что победил. Наши личные, даже маленькие, достижения, подобно крупным военным победам, очень значимы для нас самих – они становятся шагом к успеху, к самоутверждению. Но иногда, то что мы изначально принимали за победу, оказывается поражением, а поражение по сути является победой.

В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» мы видим столкновение старого, консервативного «Фамусовского» общества и нового и прогрессивного декабристского. Чацкий – человек нового общества, новой формации, но его время еще не пришло, так как время Фамусова все еще слишком сильно. Конфликт усугубляется тем, что Чацкий приезжает свататься к Софье, с которой прежде был в отношениях. Несомненно, он надеется на положительный ответ, но получает отказ, ведь у девушки уже есть новый возлюбленный – Молчалин. Поведение Чацкого Софья сочла неуместным и пустила слух о его сумасшествии, и он вынужден был бежать из дома, так как Фамусовское общество оказалось сильнее.

Так кем же является Чацкий в этой ситуации: победителем или побежденным? С одной стороны, он побежден, потому что вынужден уехать, но с другой – победитель, несмотря на то, что в любовном треугольнике Софья выбрала не его, он – человек будущего, более прогрессивный. Она воспитана старым обществом, мечтала о муже-паже, который выполнял бы ее приказы, она не понимает, что Молчалин не любит ее, а лишь хочет поднять свой чин, хотя сам из себя ничего не представляет.

В этом произведении мы не видим ни явных победителей, ни явных побежденных. Путь Чацкого – путь истинного служения народу, он готов отказаться от любимой девушки ради идей, направленных на службу. Он настоящий человек долга, а значит, побеждает, как личность.

Вспоминается еще одно литературное произведение, затрагивающее тему победы и поражения – повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце». Как и все остальные сатирические произведения автора, оно было направлено на изменение хода истории. Герой повести, профессор Преображенский, решается провести эксперимент по пересадке гипофиза человека бродячему псу. Операция дает удивительный результат – пес начинает постепенно превращаться в человека. Так бездомный пес Шарик становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, причем, со временем, он все больше походит манерами и поведением на своего «донора» – вора и пьяницу. Все попытки Преображенского и его помощника доктора Борменталя воспитать Шарикова оказываются тщетны. Он буквально рушит жизнь профессора, верившего в победу. В финале повести мы видим, что этот эксперимент приводит к поражению и единственным выходом оказывается лишь возвращение Шарика в исходное положение.

Это произведение ясно дает нам понять, что любое внедрение в природу, в то, что от нас не зависит, приводит к поражению, хотя должно вести за собой прогресс. Читая и анализируя это произведение, мы понимаем, что это может вызвать необратимые последствия в развитии. Под фантастическими идеями лежит основная мысль – нельзя бездумно внедряться в сознание человека и радикальными методами пытаться изменить общество.

Прочитав множество произведений, могу с уверенностью сказать, что любая победа достается нам ценой поражений. Умение преодолевать преграды на пути к своей победе даже после поражения – вот что отличает сильную личность, ведь важно не сдаваться, а идти вперед к своей цели, добиваясь ее изо всех сил.

А. Бабаева

Опыт и ошибки.

Проходя путь ошибок, человек приобретает определенный опыт. Он может быть положительным и отрицательным, но в любом случае мы усваиваем его. Размышление над своими ошибками помогает развить, усовершенствовать свой внутренний мир. Это позволяет нам научиться лучше разбираться в себе, в окружающем мире, лучше понимать людей, быть более чуткими, прислушиваться к своему внутреннему голосу, жить в согласии с нравственными ценностями и в гармонии с самим собой. Все это приходит не сразу, а только после совершения ряда ошибок и осмысливания их результатов.

Ярким примером человека с большим жизненным опытом является образ Андрея Болконского, героя романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». На протяжении всего произведения он проходит несколько жизненных этапов. В самом начале произведения герой предстает перед нами неудовлетворенным своим образом жизни, отвергая ложь, неискренность, лицемерие аристократического общества. В поисках лучшего, желая служить Отечеству и обрести власть, он уходит на войну. Его идеалом, как и многих в то время, является Наполеон. Герой мечтает о подвиге, «найти свой Тулон», который бы прославил его, заставил бы людей восторгаться им. Шенграбенское сражение позволило ему проявить свое мужество: под градом пуль он доезжает до батареи Тушина, где становится свидетелем проявления подлинной отваги артиллеристов капитана. Болконский понимает, что главное – это не власть, не награда, а служение Отечеству. Истинный героизм кроется в простых людях, выполняющих свой воинский долг.

Аустерлицкое сражение казалось князю шансом найти свою мечту. Он надеялся, что это сражение завершится победой, в которой станет решающим именно его участие. Андрей и в правду совершает желанный подвиг: подняв знамя, он ведет за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, он падает и ему приходят в голову мысли: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал». А небо становится для него символом высоких целей, вечности и ценности жизни. Когда Болконский видит Наполеона, шагающего по полю через трупы, его образ, как образ гениальной личности меркнет. Герой осознает, как его «идеал» ничтожен, понимает, насколько важнее для него такие нравственные понятия, как правда, добро и истина. Преодолевая свои ошибки, Андрей проходит через путь становления личности и на этом этапе жизни начинают меняться ценности Андрея Болконского. После смерти Лизы, герой пытается жить для себя, для семьи, для сына, но он воспитан в других традициях, и это ему не удается. Андрей Болконский пытается приложить свой ум и организаторские способности и на государственной стезе: он служит в комитете Спиранского, но и здесь его жизненные принципы не находят воплощения, и он уходит. Новый этап в жизни Андрея Болконского,  любовь к Наташе Ростовой, должен был принести этому человеку обновления, новые радости личного счастья, но все это привело к трагической развязке – расставанию. И только в годину войны, ставшей очень тяжелой для народа, он понимает истинное предназначение своей жизни – служить Отечеству, Родине, отстаивая ее честь, быть вместе со своим народом. И, несмотря на то, что судьба Андрея Болконского заканчивается так трагично, мы понимаем, что его жизнь – это пример истинного служения своему народу и своей Родине.

Путь проб и ошибок свойственен для многих героев литературных произведений. Например, и для героя романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». За простотой и банальностью сюжета, которую мы видим, читая произведение, на самом деле кроется глубокий смысл. Автор достаточно подробно описывает жизнь русского народа того времени. Не случайно Белинский назвал этот роман «энциклопедией русской жизни двадцатых годов девятнадцатого века». Мы можем увидеть жизненные пути сразу нескольких героев: Евгения Онегина, Владимира Ленского и Татьяны Лариной. Каждый из них символизирует путь духовных поисков дворянской молодежи той эпохи.

Путь Онегина – это путь совершения ошибок и их преодоления. В романе в стихах описывается жизнь дворянина, который переехал в деревню из Петербурга после получения наследства. Здесь он знакомится с семейством Лариных и Ленским, с которым он тесно сошелся, несмотря на различие натур. Онегин – пресытившийся циник, не знающий, чем себя занять, не нашедший применения в жизни своему уму и способностям. Ленский же – возвышенный романтик, поэт, впитавший в себя все лучшие демократические вольнолюбивые взгляды западной Европы, свято верящий в незыблемость любви, дружбы. Конечно же, он глубоко оскорблен поведением Евгения в доме Лариных на именинах Татьяны, когда Евгений пытается заигрывать с невестой друга. На следующий день Ленский вызывает Евгения на дуэль, которая заканчивается трагически: Владимир Ленский погибает. В этот момент в душе Онегина произошел перелом. Он сознает свою вину, свою ошибку, но уже ничего не может исправить.

За время ведения светской жизни он приобрел богатый опыт в общении с девушками. «Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать…» – и он всегда добился поставленной цели. Но этот опыт сыграл с ним злую шутку. Встретив настоящую любовь, он не дал  «привычке милой» ходу, и не захотел терять «свою постылую свободу».  Онегин осознал свою ошибку, когда было уже поздно – Татьяна вышла замуж за другого. Она олицетворяет настоящую истинно русскую натуру, которая впитала в себя все лучшее, что должно быть в женщине: преданность, способность на глубокую, искреннюю любовь, доброту, близость к природе и русскому народу и верность своему женскому долгу («Я другому отдана и буду век ему верна»).

Прочитав множество произведений, я еще раз убеждаюсь в верности слов Александра Сергеевича Пушкина: «…опыт – сын ошибок трудных», – ведь ни один человек не может сразу все знать. Анализируя все совершенные нами поступки, хорошие и плохие, честные и бесчестные, мы учимся тому, как надо поступать в дальнейшем. Опыт приходит только в том случае, если мы в состоянии осмыслить наш промах.

А. Бабаева

«Честь нельзя отнять, ее можно потерять» (А. П. Чехов)

Честь нельзя отнять, ее можно потерять. Мне кажется, в этих словах кроется глубокий смысл. Честь представляет собой моральные принципы: долг, ответственность, честность, верность своему слову, проявление твердости характера в трудных жизненных ситуациях и совесть. Именно она удерживает нас от совершения плохих поступков и подразумевает собой достойное поведение человека по отношению к окружающим, к себе. Каждый человек сам выбирает для себя следовать ему законам чести или же идти на поводу у своих слабостей, которые, в конце концов, могут привести к проявлению бесчестия.

Проблема чести, нравственного выбора – одна из основных проблем русской классической литературы. Она поднимается в таких произведениях, как «Дубровский» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Герой нашего времени» и «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. Мне бы хотелось остановиться на произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», где эта проблема является центральной. В этом историческом романе рассказывается о жизни Петруши Гринева, юного офицера, которого отец отправил в армию «понюхать пороху» и «потянуть лямку». Отправляясь, герой получает наставление: «Береги платье снову, а честь смолоду», чему он следует на протяжении всей жизни. В романе описываются несколько эпизодов, в которых молодой человек, несмотря на трудность нравственного выбора, останавливается на пути чести и достоинства. Проиграв деньги своему попутчику, он возвращает долг и поступает как было принято в дворянском обществе. Попав в буран, он отдает свой тулуп вожатому, в знак благодарности за помощь. Конечно, этот поступок говорит о его умении быть благодарным. Уже в Белогорской крепости, Петруша становится близким к честной семье капитана Миронова, а Швабрин, являясь человеком того же круга вызывает у него отвращение из-за своего бесчестия, клеветы и сплетен. Отстаивая честь Маши, своей возлюбленной, Гринев вызывает Швабрина на дуэль. Он готов пожертвовать своей жизнью ради чести любимой девушки. Смелость, отвага, верность своему воинскому долгу проявляются, когда Петр заявляет Пугачеву, что не может ему присягнуть. Идя на этот шаг, он не думал о том, что может быть казнен, ему важно было отстоять свою честь, свое достоинство.

Полной противоположностью образа Петруши в повести является образ Швабрина. Эти образы даются на антитезе. Швабрин, несомненно, олицетворяет бесчестие, оно проявляется в каждом его действии. Желая отомстить Маше за отказ выйти за него замуж, герой оклеветал ее без тени раскаяния, тем самым задевая не только чувства девушки, но и чувства Петра. Безусловно, такое поведение свидетельствует о подлости и непорядочности Швабрина. Он эгоистичен и живет по принципу: «Если не мне, так никому». Во время войны с Пугачевым, он переходит на его сторону, ради сохранения своей жизни. Путь Швабрина – путь человека, который теряет свою честь, идя по пути бесчестия под влиянием малодушия, трусости и слабости характера. Его эгоизм и самолюбие не совместимы с понятием чести.

Похожую ситуацию можно найти и в произведении Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Ярким примером человека, во всем следующего законам чести, является Андрей Болконский. Для него смыслом жизни является соблюдение слова и действие по нравственным законам, уважение к отцу и желание создать крепкую семью. На протяжении всего романа Андрей Болконский проходит несколько жизненных этапов. В самом начале произведения он предстает перед нами неудовлетворенным своим образом жизни. В поисках лучшего, желая служить отечеству и обрести власть, он уходит на войну. Его идеалом, как и многих в то время, является Наполеон. Герой мечтает о подвиге, «найти свой Тулон», который бы прославил его, заставил бы людей восторгаться. Шенграбенское сражение позволило ему проявить свое мужество: под градом пуль он доезжает до батареи Тушина, где становится свидетелем проявления подлинной отваги артиллеристов капитана. Болконский понимает, что главное – это не власть, не награда, а служение Отечеству. Истинный героизм кроется в простых людях, выполняющих свой долг. На этом этапе жизни меняются ценности Андрея Болконского.

Аустерлицкое сражение казалось князю шансом найти свою мечту. Казалось, что это сражение завершится победой, осуществленной под его руководством. Андрей и в правду совершает желанный подвиг: подняв знамя, он ведет за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, он падает и ему приходят в голову мысли: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал». А небо становится для него символом высоких целей, вечности и ценности жизни. Когда Болконский видит Наполеона, шагающего по полю через трупы, его образ, как образ гениальной личности меркнет. Герой осознает, как его «идеал» ничтожен, понимает, насколько важнее для него такие нравственные понятия, как правда, добро и истина. Преодолевая свои ошибки, Андрей проходит через путь становления личности. После смерти Лизы, герой пытается жить для себя, для семьи, для сына, но он воспитан в других традициях, и это ему не удается. Комитет Спиранского тоже разочаровывает Андрея и вынуждает покинуть его.

Влюбившись в Наташу, Болконский соглашается на условие, поставленное отцом – он готов ждать год до свадьбы, но Наташа не выдерживает столь длительной разлуки и пытается бежать с Курагиным. Такой поступок Андрей расценивает как бесчестный и не прощает его.

Его нравственные качества проявляются в годину Отечественной войны, князь приходит к пониманию истинного назначению – жить ради Отечества и свободы. Андрей Болконский – человек чести, достоинства, которому в жизни помогает ум, способности, правильное воспитание отца, образованность. Он не может жить для себя, а, следуя законам чести, отдает свою жизнь за народ.

Всех героев Толстого можно поделить на любимых и нелюбимых, героев мира и войны. Одни идут по пути истины и правды, а другие – по пути бесчестия. Примерами таких героев являются Анатоль Курагин, Борис Друбецкой, Долохов и князь Василий. Курагин на войне был далек от народа, по сути, одинок со своей болью, своим страхом. Борис Друбецкой и Долохов при поступлении в армию тоже не руководствуются понятиями чести и патриотизма. Основным для них является карьера и чины.

Прочитав множество произведений, я могу сказать, что у каждого свой жизненный путь и каждый сам выбирает между честью и бесчестием. Для человека чести, благородного человека будет невозможным отказаться от своих принципов в пользу бесчестия, совершения низких и подлых поступков. На примере литературных героев мы видим, что честь действительно нельзя отнять, а можно только потерять.

А. Бабаева

Разум и чувства.

Внутренний мир человека включает две важные составляющие: разум и чувства. Каждый из нас действует по велению того или иного. Как же все-таки лучше поступать? Слушать свое сердце или выполнять команды разума? Этот насущный вопрос мучил и продолжает мучить большинство людей. Проблема соотношения разума и чувства находит яркое воплощение в классической литературе. Нельзя найти ни одного произведения, в котором об этом не говориться. Одних героев ведет чувство, других разум. Эти две составляющие приходят в непримиримое противоречие.

Яркое подтверждение этому мы находим в рассказах Ивана Алексеевича Бунина о любви. Теме любви он посвятил много произведений, большая часть которых вошла в сборник «Темные аллеи». Рассказы не обладают сложным сюжетом, но несут в себе целый поток чувств, эмоций и впечатлений. Это проявляется в таких произведениях, как «Солнечный удар», «Легкое дыхание», «Митина любовь». Мне бы хотелось остановиться на рассказе «Темные аллеи». В данном рассказе повествуется об истории любви молодых людей. Они встречаются, спустя тридцать лет и из их разговора мы узнаем, что они любили друг друга в юности. Он был барином, а она крепостной девушкой. Они были вместе, Николай Алексеевич читал Надежде стихи, но после, уехав, он предал любовь. Девушка, напротив, не могла изменить своему чувству и так и не вышла замуж. Она говорит, что как не было у нее ничего дороже Николая Алексеевича в ту пору, «так и потом не было». Узнав это, герой сам понимает, что Надежда была самым дорогим в его жизни, но даже мысль о том, что он мог прожить с ней всю жизнь, приводит к осознанию того, что он поступил правильно, что видеть ее рядом с собой в качестве жены и матери своего сына он не хочет и не может. Сословные предрассудки имели для него слишком большое значение. Всеми действиями Надежды движут чувства, а Николая Алексеевича ведет по жизни разум.

В произведениях Бунина истинные чувства всегда трагичны. Чувства героев противоречивы. С одной стороны, это счастье, которое переполняет человека, заставляет забыть обо всем остальном. Но с другой – любовь вызывает некую печаль, ведь чаще всего она не может существовать по тем или иным причинам. Она обрушивается на человека, словно солнечный удар и, уходя оставляет глубокий след в душе, как самое яркое, главное событие в жизни. Бунину, как никому другому, удалось создать собственную энциклопедию любви.

Похожую ситуацию можно найти в произведении Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Ярким примером героя, в основе поведения которого лежат чувства является Раневская, а Лопахина ведет разум. На протяжении всего произведения мы видим, как расточительна Любовь Андреевна по отношению к деньгам, которых критически не хватает в настоящее время, не практична в обыденной жизни. Она очень сентиментальна и мечтательна, постоянно находится под влиянием своих чувств, идет на поводу у своей любви, хотя понимает, что она губительна для нее. Она не слышит никого, даже своих родных и близких, уезжает в Париж, оставляя дочерей в России. Мы видим, к чему это приводит: героиня лишается самого дорогого, того, что хранило теплые воспоминания о прошлом в течение всего пребывания ее за границей, своего любимого вишневого сада. В данном случае, лучше было бы прислушаться к разуму.

Примером разумного человека в данной пьесе является образ Лопахина. Этот герой является человеком новой эпохи, в отличие от всех членов семьи Любови Андреевны. Лопахин действует под влиянием разума и логики. Но, несмотря на это, он пытается помочь Раневской, герой очень привязан к ней и к ее семье, он ищет способы сохранения вишневого сада, например разделение участка между дачниками. Когда попытки оказываются бессмысленными, Лопахин не упускает возможности самому купить такое красивое имение и тем самым доказать свое высокое положение в обществе. Совершая эту покупку, он как бы предает свою любовь к Любови Андреевне, берущую свое начало из детства. Он с торжеством говорит о том, что если бы был жив его дед и отец,  они бы посмотрели на то, как их «битый, малограмотный Ермолай» отличается от них по социальному статусу. И он счастлив, что купил имение, «прекрасней которого ничего нет на свете».

Произведение «Вишневый сад» было новым словом в драматургии. Это пьеса не сюжета, а настроения, в которой практически ничего не происходит. Мы видим поток сознания, мы чувствуем настроение героев, видим, что они очень разъединены, не слышат друг друга, каждый живет своей внутренней жизнью. Сам Чехов говорил, что нервом пьесы является настроение, передающееся через монологи, мимику и жесты. Особенно меня удивило то, что ярко выраженного, привычного нам конфликта нет. Мне кажется, удивительным образом соединяются внешний конфликт (продажа вишневого сада) и внутренний конфликт (невозможность его продать). Соединение внутреннего и внешнего конфликта создает напряженное настроение пьесы.

Прочитав много произведений, я все-таки не нашла ответ на вопрос, что важнее: разум или чувство? Наверное, любая ситуация индивидуальна. Каждый из нас должен сам решать, что ему важнее в настоящий момент, слушать ли ему сердце или разум. Нужно учиться на ошибках, и не только на своих, но и на чужих, например, читая и анализируя произведения русских писателей и драматургов. Я считаю, что классическая литература учит нас понимать важность и отличие чувств от разума. Произведения помогают нам разобраться в себе, а также сделать свою жизнь более разнообразной, насыщенной и полной размышлений.

А. Бабаева

Дружба и вражда.

Дружба и вражда… Эти два понятия абсолютно противоположны. Настоящий друг – это тот человек, который всегда тебя поддержит, придет тебе на помощь, который понимает тебя с полуслова, всегда может сказать правду в лицо, какой бы горькой она не была. Что же значит для нас враг? Отношения с врагами построены на недоверии, ненависти или личной неприязни. Часто друзей связывают общие интересы, но ведь противоположности притягиваются, а значит, две совершенно разные личности могут стать лучшими друзьями.

Ярким примером дружбы абсолютно разных по характеру людей являются герои произведения Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский когда-то служили вместе. Дубровский был человеком гордым, решительным, хорошим собеседником. За это его и ценил Троекуров и даже скучал, когда долго не виделся со своим другом.

Многое сближало героев: возраст, похожие судьбы — оба рано овдовели и имели по одному ребёнку. Даже соседи часто завидовали их дружеским отношениям. Но была ли на самом деле прочной эта дружба? Ведь к вражде привело, казалось бы, такое небольшое недоразумение. Слуга Троекурова, один из псарей, нечаянно оскорбил Дубровского, когда тот осматривал псарню Троекурова. Дубровский был намного беднее, и его задело такое унижение. Достаточно было просто извиниться — и конфликт был бы исчерпан. Однако оба помещика оказались упрямыми и никто не хотел уступать. И началась судебная тяжба, которая длилась долгое время, всё больше отдаляя бывших  друзей друг от друга. В итоге — сумасшествие и смерть Дубровского.

Как легко дружба переросла в смертельную вражду. Почему так произошло? Скорее всего, и не было настоящей дружбы. Настоящая дружба никогда не разрушится по пустякам. Барская спесь одного, вспыльчивость, нежелание уступить другого — этого хватило, чтобы дружба распалась, словно карточный домик. В основе дружбы лежат более крепкие отношения, стремление к взаимопониманию, чего между героями не было.

Совершенно иную ситуацию можно найти в произведении Антуана Де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Главному герою – Мальчику — открывается много истин. Одна из них высказана  Лисом, что люди могут  быть равнодушны, бессердечны по отношению друг к другу, но могут быть и близки, дороги, нужны. Он понимает, что дружба — это составляющая счастья человека, жизнь «точно солнцем озарится», если что-то будет напоминать о друге. Настоящие друзья действительно стремятся понять друг друга, «смотреть в одном направлении», не конфликтовать, спокойно решать все возникающие проблемы. Самого главного нельзя увидеть глазами, нужно чувствовать всей душой, сердцем, тогда раскроется истинная красота таких человеческих отношений, как дружба. «Мы все в ответе за тех, кого приручили» – говорит нам Лис. Сколько мудрости в этих словах: надо дорожить теми, кто близок тебе, доверился, надеется на тебя, надо беречь ценные человеческие отношения.

Эта сказка была написана в годы Второй мировой  войны, в 1943 году. Автор словно предупреждал человечество о последствиях непонимания, вражды между людьми, а значит, между народами и странами, отмечая, что спасти может только дружба, любовь, взаимопонимание, сочувствие мудрость людей. Сердцем, всей душой нужно воспринимать жизнь, тогда будет надежда на то, что вражда не затмит разум людей, не приведёт к ужасным последствиям.

Прочитав множества произведений, могу с уверенностью сказать, как важно ценить настоящую дружбу. Очень важно уметь выбирать друзей, а если ты их нашел, то нужно дорожить этими отношениями и беречь их. Я считаю, что настоящий друг тот, кто идет с тобой по жизни рука об руку, всегда рад прийти на помощь и от которого ты не боишься получить удар в спину.

А. Бабаева

Как написать итоговое сочинение?

Как написать итоговое сочинение?

Поэтапный пан.

Работу над итоговым декабрьским сочинением следует начать с тезиса. Он будет являться основой сочинения.

0. Тезис
  • Если ваша тема звучит как ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС, то тезисом к ней будет КРАТКИЙ ОТВЕТ на этот вопрос.
Тема: “В чём причина конфликта между поколениями?”

 

Тезис: “Причина конфликта между поколениями кроется в нежелании услышать друг друга и пойти на уступки”.

  • Если ваша тема относится к виду “СОГЛАСЕН/НЕ СОГЛАСЕН”, то тезис нужно составлять по формуле ВАША ПОЗИЦИЯ (да, согласен / нет, не согласен) + КРАТКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
Тема: “Согласны ли Вы с утверждением Сенеки: «Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести»?”

 

Тезис: “Я согласен с утверждением Сенеки. Отказаться от мести – значит проявить большое великодушие и показать, насколько ты выше этого. А что может быть обиднее, чем оставить человека наедине с осознанием его низости и мелочности?”

  • Если вы выбрали тему “КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ…”, то в тезисе нужно РАСКРЫТЬ СМЫСЛ ИЛИ ПЕРЕФРАЗИРОВАТЬ высказывание.
Тема: “Как вы понимаете слова: «Мечты слабых — бегство от действительности, мечты сильных — формируют действительность»?”

 

Тезис: “Слабый человек использует мечты, чтобы не сталкиваться с реальностью. В них скрывается от той жизни, которую не может ни выдержать, ни изменить. Сильный же человек относится к мечтам как к путеводной звезде: он хочет приблизить действительность к ним и в итоге меняет мир”.

 

1.     Вступление и раскрытие темы

Вступление не должно занимать больше 1/6 текста. Вступление и раскрытие темы можно написать в одном абзаце, либо разделить их по смыслу на два разных абзаца.

Четыре варианта вступления:

  • В виде проблемного вопроса:

Может ли жестокий человек ранить другого? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с таком многогранном понятии как «жестокость». Попытаемся дать свое определение этому термину…”

  • В виде утверждения:

Жестокий человек – враг народа», – утверждает ФИО. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…”

  • По ключевым словам:

Жестокость…Что значит для нас это слово? Какие поступки можно назвать жестокими? …”

  • Обращение к своему эмоциональному восприятию или личному опыту:

Я выбрала эту тему потому, что она особенно актуальна для меня и моих сверстников. Сейчас мы вступаем в тот период жизни, когда кажется, что многое можно делать без оглядки на опыт “отцов”. Почему? Все просто…

2. Аргументация с привлечением литературного материала.

— ТЕЗИС. “Различие во взглядах не всегда приводит к конфликту поколений. Раздора можно избежать, если не пытаться доказать свою правоту и признать, что у каждого может быть свое мнение”.

— КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: различие, избежать раздора/конфликта, признать, не пытаться доказать.

 

 Смотрим на получившийся ряд слов и ищем похожие примеры в литературе.

Например, в этом случае на ум сразу приходят отношения Евгения Базарова с его родителями в романе Тургенева “Отцы и дети”.

 ПРОВЕРЯЕМ соответствие примера с ключевыми словами. Если все сошлось, то этот анализ станет основой для формулировки аргумента.

— РАЗЛИЧИЕ: родители Базарова – верующие, семейные и чувствительные люди консервативных взглядов. Сам Базаров же придерживался противоположного. К человеку он относится как к биологическому организму, не признавая в нем духовного начала. Отрицал любовь и сентиментальность, презирает “родственное чувство”, считая, что оно мешает объективности. В редкие встречи с родителями он не отказывается от своих принципов: продолжает упорно работать, просит не проявлять излишнего внимания к нему, открыто говорит о взглядах.

— ИЗБЕЖАТЬ РАЗДОРА: несмотря на разницу во взглядах, в доме Базаровых царила атмосфера согласия и не было ни одного конфликта, несмотря на шутки Базарова в сторону отца. Родителей заботило только то, чтобы сыну было хорошо. Отец гордился им. Сам же Базаров перед смертью говорит о родителях так: “Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать”.

— НЕ ПЫТАТЬСЯ ДОКАЗАТЬ: когда Базаров взялся помогать отцу с его врачебной практикой, тот не спорил с его методиками и радовался советам, которые тот дает пациентам, несмотря на то, что сам придерживался другого подхода. Он даже подчеркивал, что теперь пациентов лечат “по самой научной и новейшей методе”. Базаров, хоть и подшучивал над религиозностью отца, все же согласился на причащение, зная, что это может утешить родителей.

Любой пример из любой литературы должен сопровождаться рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ + МИКРОВЫВОД.

  Точно так же мы пишем второй аргумент из литературы.

 3. Общий вывод

В конце сочинения мы пишем заключительный абзац – вывод. Он пишется исходя из всего, что вы написали ранее.

Три варианта заключения:

  • ВЫВОД: итог и обобщение сказанного.
  • СЛЕДСТВИЕ: разворачиваем мысль, выраженную во вступительной части.
  • АФОРИЗМ / ЦИТАТА / ПОСЛОВИЦА: эмоциональный акцент и подведение итога.

ВАЖНО: вывод – это перефразированное вступление, поэтому в общем выводе нужно еще раз выразить свое отношение к проблеме, чтобы закольцевать композицию всего сочинения.

4. Проверка
  • Сверяем тезис и тему

 Они должны соответствовать друг другу! Прочитайте тему, затем – тезис (или тезисы, если их несколько) – они должны звучать как вопрос и ответ.

  • Сверяем тему и вступление

Посмотрите на ключевые слова темы и тезиса: например, это могут быть слова “причина”, “конфликт” и “разные взгляды”. Вступление должно строиться вокруг этих слов и их синонимов. Если вы ушли слишком далеко от темы, то у вас будут преобладать другие слова: например, “вечная”, “из века в век”, “постоянно” и т.д.

  • Сопоставляем вступление и заключение

Убеждаемся, что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу. Чтобы проверить это, сформулируйте главную мысль каждой из частей и сопоставьте их друг с другом. Должно быть об одном и том же.

Например, во вступлении вы говорите: “Главная причина конфликта поколений в том, что они не готовы услышать и понять друг друга”. Тогда в заключении главная мысль должна быть такой: “Действительно, к конфликтам именно нежелание принять позицию другого человека, оставив попытки убедить его в своей правоте”.
  • Читаем концовку каждого абзаца и начало следующего

Убеждаемся, что переход от одной микротемы к другой плавный.  Для этого есть фразы-клише: начните аргументацию со слов о том, как произведение иллюстрирует ваш тезис. “Тему прощения подробно исследует в своих романах Л.Н. Толстой”. Заключение начните со слов “таким образом”, “как мы видим” и т.д. Так вы покажете, что вывод связан со всем предыдущим текстом.

  • Теперь, когда мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой и не содержит логических ошибок, приступаем к поиску речевых, грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок.

 

Удачи на экзамене!

В чем заключается конфликт между поколениями?

                Каждое поколение считает себя

более умным, чем предыдущее, и

более мудрым, чем последующее.

Д. Оруэлл

 

Конфликт между поколениями… В чем же кроется его причина? Почему из века в век отцы и дети по-прежнему продолжают спорить? На мой взгляд, причина конфликта заключается в нежелании услышать друг друга, пойти на уступки. Молодое поколение отвергает ответы на сложные вопросы, уже найденные «отцами». «Отцы» же продолжают придерживаться своих взглядов, порой не утруждая себя понять, в чем смысл неприятия их убеждений. Проблему «отцов и детей» неоднократно поднимали в своих произведениях классики русской литературы.

Так, в произведении А. Пушкина «Дубровский» конфликт возникает между господином Троекуровым и его дочерью Машей. Отец решает выгодно выдать девушку замуж за старого богача господина Верейского «не по страсти, а из благоразумного расчета». На мольбы дочери избавить ее от ненавистного ей «жениха» Троекуров приказывает запереть ее в комнате до свадьбы. Так, своенравный отец, не желая прислушиваться к чувствам Маши, опираясь только на свое представление о благополучии дочери, обрекает ее на несчастье. Вряд ли она сможет когда-нибудь простить отца за это.

Я думаю, что причиной разногласия является нежелание отца выслушать дочь и понять, что деньги Верейского не могут сделать ее счастливой. Если бы Троекуров был более чуток к Маше, то, без сомнений, конфликта можно было бы избежать. В этом я убеждена.

А в романе И. Тургенева «Отцы и дети» конфликт между поколениями раскрывается во взаимоотношениях молодого нигилиста Евгения Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым. Эти персонажи занимают прямо противоположные жизненные позиции. Если Павел Петрович защищает старые устои, то Базаров, напротив, выступает за их разрушение. Они спорят о поэзии, искусстве, природе, бескомпромиссно отвергая позиции друг друга. Аристократ видит в приверженце нигилизма невоспитанного и наглого выскочку, а Евгений считает праздного барина никчемным и пустым человеком.

Конечно, принципы и идеалы «отцов» уходят в прошлое, но и Базаров не прав, отрицая опыт старшего поколения и стремясь все разрушить: «В теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем.» Я думаю, что Павел Петрович и Евгений Базаров могли бы многому научиться друг у друга, избежали бы конфликта, если только попытались проявить гибкость и признать, что каждый может быть по-своему прав.

Таким образом, не могу не отметить, что споры между поколениями существовали всегда. Причины их бывают разными, но суть обычно одна – неготовность понять, услышать друг друга, нежелание отнестись с пониманием к различиям во взглядах. Однако конфликт можно миновать, если быть терпимее друг к другу. И как бы отцы и дети не спорили, они все равно остаются близкими людьми, а значит, важно научиться бережнее относиться к чувствам и поступкам.

Можно ли оправдать жестокость?

Жестокость… Как часто мы с ней сталкиваемся в жизни… От грубого слова до страшных преступлений… Я не раз задумывалась над тем, почему люди бывают жестокими, что служит мотивом для бессердечных поступков? Многие полагают, что чаще всего жестокость совершается ради жестокости, что за ней ничего не стоит: жестоким людям приносят удовольствие страдания других. Однако, я думаю, что на бесчестные и бессердечные поступки способны только люди с душевной травмой, с глубокой обидой, трудным детством или тяжелой судьбой: злом они отвечают на зло, причинённое им самим. Жестокое деяние можно оправдать, поняв причину его совершения, но я никогда не смогу этого сделать, потому что верю – зло обязательно породит ответное зло. Так зачем же его творить? Проблема жестокости, конечно же, не могла не попасть на страницы произведений русских писателей.

Так, в произведении А. С. Пушкина «Дубровский» главный герой, честный и порядочный, Владимир лишается отца и дома из-за продажных чиновников господина Троекурова. Движимый желанием отомстить, Дубровский решается на злодеяния: он поджигает дом, где ночуют приказные, начинает грабить помещиков. В его душе происходят изменения, из благородного человека он превращается в разбойника, так как не может оставить зло, причинённое ему, без ответа. Единственное, чего желает Дубровский – это отомстить Троекурову за гибель отца.

Мы понимаем, что жестокость Владимира вызвана внешними обстоятельствами, что мотив его поведения можно оправдать. Я сочувствую Владимиру, но не могу всецело быть на его стороне, ведь он преступает нравственные законы, тем самым порождает основания для встречной жестокости.

А в произведении Д. И. Фонвизина «Недоросль» властная госпожа Простакова ведет себя жестоко по отношению к своим подчинённым. В одном из эпизодов она ругает крепостного Тришку за неправильно сшитый кафтан. По репликам других действующих лиц несложно догадаться, что замечания Простаковой не имеют никаких оснований. Но она продолжает оскорблять ни в чем не виноватого портного. По ходу развития сюжета жестокость героини по отношению к крестьянам раскрывается все больше: «…Все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем»,- признается она с сожалением. Властная и бесчеловечная, она не заботится о тех, кто обеспечивает ей благополучную жизнь.

Не думаю, что у госпожи Простаковой врожденная склонность к жестокости. Я уверена, она была воспитана такими же бессердечными родителями. Поэтому ее жестокость можно понять, но, по-моему, зло, которое она вымещает на своих подчиненных, не может пройти бесследно: крепостные при таком отношении сами ожесточаются, зло множится…

Таким образом, нельзя не отметить, что даже добрые люди, столкнувшиеся с жестокостью, могут невольно перенять это качество. Их можно понять и оправдать: трудно закрыть глаза на злодеяние, причинившее боль. Но следует помнить, что жестокость порождает жестокость и что невозможно выйти из этого порочного круга, если люди не станут относиться добрее друг к другу. Я верю, что это возможно.

Что в большей степени управляет человеком: доброта или жестокость?

Доброта… Жестокость… Что же в большей степени управляет человеком? Я не раз задумывалась над этим вопросом, но у меня так и не получилось дать на него однозначный ответ.

Ведь все люди разные. В зависимости от обстоятельств, воспитания у каждого человека формируется собственное мировоззрение, отношение к добру и злу. Кто-то с детства обретает потребность в совершении добрых поступков, воспитываясь в дружественной атмосфере, а кто-то, столкнувшись со злом, сам ожесточается и начинает вымещать свою злобу на окружающих. Разумеется, даже в самом добром человеке есть крупица зла, так же, как и в жестоком – добра. Более того, порой люди, которые обычно руководствуются добрыми намерениями, в определенных обстоятельствах способны на злодеяния, а порой, ожесточенный человек способен начать меняться в лучшую сторону. Поэтому я убеждена, что, выбирая между злом и добром, нельзя сказать наверняка, какое именно качество в большей степени управляет человеком.  Подтвердить мои рассуждения можно литературными примерами.

Так, в произведении М. Горького «Старуха Изергиль» центральная героиня рассказывает историю от том, как однажды влюбилась в красавца-шляхтича Аркадэка, который во время войны с русскими попал в плен. Она, намереваясь вызволить его, переодевается в нищую и начинает убеждать часового в том, что она – мать невольника. После тщетных попыток уговорить часового, сваливает его на землю и душит… Аркадэк и его друзья-пленники были спасены…

Трудно сказать однозначно, какое душевное качество определило мотив поведения Изергиль. С одной стороны, она освободила любимого человека из плена, совершила добрый поступок, спасла его от гибели. Но вместе с тем, она убила часового, просто исполнявшего свой долг… Для нас, читателей. очевидно, что добро и зло слились в душе героини воедино, ни какое из этих качеств не управляло ей в большей степени.

А в романе Т. Кэннели «Список Шиндлера» центральный герой Оскар Шиндлер, член нацисткой партии, сначала предстает перед читателями как эгоистичный, меркантильный человек, относящийся к евреям, как к расходному материалу на своем предприятии НСДАП. По началу кажется, что им в большей степени управляет жестокость. Однако с развитием сюжета запуганные, измученные фашистами люди вызывают сочувствие, боль в душе Оскара. Он делает все, чтобы спасти более тысячи человек, работавших у него на заводе, от смерти, и ему это удается. Оскар Шиндлер, без сомнения, герой. Конечно, его поведение не всегда определялось стремлением к добрым поступкам. Изначально в его душе имело место и зло, и добро. Следовательно, в человеке могут уживаться и то, и другое качество. А что победит, порой зависит от человека, а порой от обстоятельств, в которых он пребывает.

Таким образом, не могу не отметить, что в каждом из нас присутствуют оба эти качества, которые в разных обстоятельствах проявляются по-разному. «Добро и зло – это две реки, которые так хорошо смешали свои воды, что невозможно их разделить», – писал французский поэт П. Буаст.