Мечта и реальность в произведении М. Горького “На дне”

Мечта и реальность… Эти понятия одновременно и противопоставлены, и тесно связаны. Мечта – это главная цель человека, смысл его жизни, но многие люди боятся признаться себе в заветной мечте, не говоря уже о том, чтобы ее осуществить. Из- за чего же возникает этот страх? Ответ очевиден: из-за реальности, которая их окружает. У каждого из нас она далека от идеала, и именно этот факт подавляет порывы ее осуществить у большей части людей. Но на мой взгляд, всегда найдутся те, кто стремится изменить эту реальность. Их стремления позволяют им в дальнейшем осуществить свои мечты.

Самым ярким примером, отражающим эти различия в отношении людей к жизни, является пьеса М. Горького «На дне». Вспомним Сатина, который вообще не мечтает, считая себя мертвым человеком, не любит работать и ищет только удовольствия, не ставит никаких целей. При таком подходе реализация мечты невозможна, ведь человек не стремится изменить свою реальность, выбраться «со дна». Также можно обратиться к такому персонажу, как Настя. Она любит читать романы, часто фантазирует и является мечтательной и впечатлительной девушкой. Героиня хочет покинуть ночлежку, но ее мечте не суждено сбыться. Почему? Да потому, что девушка ничего для этого не делает. Нужно стремиться изменить реальность, а не стараться убежать от неё. В пьесе есть и такие герои, которые предпринимают хоть что-то для достижения своих целей в жизни. Актёр, например, бросает пить, чтобы скопить денег на билет, а Васька Пепел отказывается от убийства мужа Василисы и решает полностью «завязать» с воровской жизнью.

Таким образом, М.  Горький показывает, что мечтать можно и даже нужно. Единственное, что необходимо помнить каждому: какой бы сильной и искренней ни была мечта, для ее осуществления придётся долго и упорно работать. И по-другому быть не может.

М. Олейников

«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» Л. Толстой

Л. Н. Толстой писал: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе». Я совершенно не согласен с этими словами, ведь доброта подразумевает под собой бескорыстие, а человек, который совершает благие поступки ради собственной выгоды, бескорыстным быть не может. Конечно, тот, кто творит добрые дела, часто получает от этого определенные положительные эмоции или даже испытывает настоящее счастье. Но разве не бывает такого, что человек добр в ущерб самому себе? Да, бывает, но подобное встречается гораздо реже, ведь не каждый способен пожертвовать своими интересами ради других. Становится понятно, что истинная доброта невозможна без великодушия, а великодушие и эгоцентричное «я» – понятия несовместимые.

В подтверждение своих мыслей я хочу привести произведение О. Уайлда «Соловей и Роза». Прекрасная девушка пообещала студенту танец, но для этого молодой человек должен был подарить ей красную розу. Придя в сад, он не смог найти заветный цветок, и соловей, увидев страдания молодого человека, решил ему помочь. Оказалось, что единственный способ получить розу- отдать за неё жизнь, и птичка без колебаний согласилась на этот обмен. Разве соловей сделал это для себя? Единственной целью его жертвы было подарить счастье незнакомому человеку. Птица сделала добро от сердца, но сделала его совсем не в угоду себе.

Также можно вспомнить произведение О. Генри «Последний лист». Одна из главных героинь, Джонси, тяжело заболела пневмонией, и с каждым днём девушке становилось все хуже. За окном комнаты, где она лежала, рос плющ, листья которого стремительно опадали. Измотанная болезнью и лихорадкой, Джонси внушила себе, что она умрет в тот момент, когда с растения упадёт последний листок. Ее подруга Сью поняла, что с таким настроем предсказание больной может сбыться, и попросила о помощи старого сварливого художника Бермана. В ночь, когда Джонси спала, ураган сорвал с плюща последние листья, но старик нарисовал один из них на кирпичной стене. С этого момента каждый день видя в окне один единственный листочек, храбро державшийся на ветке, Джонси так же начала бороться за свою жизнь, и постепенно выздоровела. Только потом девушка узнала, что Берман совершил свой подвиг ценой собственной жизни – он умер через несколько дней от воспаления легких. Вновь возникает вопрос: для себя ли этот человек пошёл на такую жертву?

Мне кажется, что Л. Н. Толстой не прав в своём утверждении. Творя добро, человек должен это делать не для себя, а для других, и делать это бескорыстно, с готовностью пренебречь своими интересами или даже пожертвовать собой.

М. Олейников