Проблема роли учителя в образовательном процессе. (по Ф. Абрамову “Одна из газет обратилась ко мне…”)

(1)Одна из газет обратилась ко мне с просьбой поделиться раздумьями о школьном обучении – проблеме, которая, несомненно, принадлежит к самым важным и сложным проблемам нашего времени. (2)Я приветствую всякий деловой и конструктивный разговор о школе. (3)Я с интересом читаю статьи об организации учебного процесса, о программах, о профессиональной ориентации учащихся, но первейшая роль в школьном деле, конечно же, принадлежит учителю. (4)Именно от его таланта, от масштабности и богатства его личности, от его душевной щедрости во многом зависит духовный климат школы, нравственный тип человека, который она выращивает. (5)И тут мне хочется вспомнить об Алексее Фёдоровиче Калинцеве – моём незабвенном учителе.

(6)Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. (7)Поражали феноменальные по тем далёким временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного. (8)Никогда не забуду свою первую встречу с Учителем.

(9)Был мартовский воскресный морозный и ясный день 1934 года, и я, четырнадцатилетний деревенский паренёк, с холщовой сумкой за плечами, в больших растоптанных валенках с ноги старшего брата, впервые в жизни вступил в нашу районную столицу – Карпогоры. (10)Тогда это было обыкновенное северное село, по мне в нём всё казалось удивительным: и каменный магазин с железными дверями и нарядной вывеской, и огромное, по тогдашним моим представлениям, здание двухэтажной школы под высоким, мохнатым от снега тополем, где мне предстояло учиться, и необычное для моей родной деревни многолюдье на главной улице. (11)Но, помню, всё это вмиг забылось, перестало для меня существовать, как только я увидел Алексея Федоровича.

(12)Он шел по снежному утоптанному тротуару один-единственный в своем роде – в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадался ему навстречу – пожилые, молодые, мужчины, женщины, – все кланялись ему. (13)А старики даже шапку с головы снимали. (14)И он, всякий раз дотрагиваясь до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечал: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!»

(15)Такого я ещё не видывал. (16)Не видывал, чтобы в наши лютые морозы ходили в ботинках, в шляпе, чтобы все от мала до велика так единодушно почитали человека.

(17)Да, Алексей Фёдорович умел поддержать своё реноме народного учителя: самая обычная прогулка по райцентру у него превращалась в выход, но, конечно, великую любовь и уважение к себе моих земляков он снискал прежде всего своим безответным, поистине подвижническим служением на ниве народного просвещения.

(18)Мысль, которая сама собой напрашивается, когда я обращаюсь к светлой памяти моего незабвенного Учителя, – мысль, впрочем, не новая, – о пополнении нынешней армии учителей мужчинами. (19)Сейчас можно услышать: дисциплина в школе упала, авторитет учителя пошатнулся. (20)Общеизвестно: школа – зеркало общества. (21)Но ясно и другое: многие проблемы современной школы связаны ещё и с тем, что она по своему преподавательскому составу стала, в основном, женской. (22)С моей точки зрения, это придает одностороннее направление всему школьному’ воспитанию.

(23)Великое дело – школа. (24)Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. (25)И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить:

(26) – Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты. 

(По Ф.А. Абрамову*) 

Какова роль учителя в становлении личности ребенка в школе? Почему именно ему принадлежит главная роль в школьном деле? Какими качествами должен обладать человек данной профессии? Именно над этими вопросами предлагает задуматься советский писатель и публицист Ф. Абрамов, поднимая проблему роли учителя в образовательном процессе.

Автор, делясь раздумьями о школьном обучении, рассуждает о том, что «школа- зеркало общества», в котором нет «фигуры более важной, чем учитель». Именно учителю, убежден он, принадлежит «первейшая роль в школьном деле». Именно от учителя, от «таланта, от масштабности и богатства его личности» зависит «духовный климат школы, нравственный тип человека, который она выращивает». Писатель уверен в том, что роль учителя в образовательном процессе трудно переоценить: «Старики даже шапку с головы снимали». (предложение 13)

Неслучайно Ф. Абрамов вспоминает первую встречу со своим «незабвенным Учителем» – А. Калинцевым. Именно этот человек оказал значительное влияние на жизнь писателя. Публицист повествует, как все «вмиг забылось, перестало существовать», когда впервые в селе Карпогоры увидел его идущим «в лютый мороз» в ботинках с калошами, в фетровой шляпе. Его поразила «подтянутая, собранная, праздничная» внешность учителя. Не могло остаться без внимания благоговейное уважение окружающих к нему: «все от мала до велика так единодушно почитали человека». То, как относились к А. Калинцеву, помогает нам, читателям, представить образ «одного-единственного в своем роде» Учителя, снискавшего любовь и уважение Ф. Абрамова и его односельчан прежде всего за свое «безответное, поистине подвижническое служение на ниве народного просвещения».

Размышления-воспоминания писателя о своем настоящем Учителе, являются основным приемом для раскрытия проблемы роли учителя в образовательном процессе, в становлении личности ребенка.

Позиция Ф. Абрамова ясна. Она выражена словами А. Калинцева: «Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».

Трудно не согласиться с позицией автора. Действительно, учителя имею огромное значение в жизни каждого из нас: они воспитывают, передают знания и опыт, формируют из своих воспитанников полноценные личности. Их роль в образовательном процессе велика и неоспорима.

Немецкий педагог А. Дистервег, вошедший в историю как «учитель немецких учителей», говорил об этом так: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания». Именно таким был «незабвенный Учитель» А. Калинцев.

В заключение хочу отметить, что «великое дело – школа», а учителя – великие люди, благодарность к которым, я уверена, живет в сердце каждого человека и чье значение в образовательном процессе нельзя переоценить.