Какова роль книги в становлении человека? (по Д. Орлову “Толстой вошел в мою жизнь, не представившись”)

Толстой вошел в мою жизнь, не представившись. Мы с ним уже активно общались, а я все еще не подозревал, с кем имею дело. Мне было лет одиннадцать-двенадцать, то есть через год-другой после войны, когда маму на лето назначили директором пионерского лагеря. С весны в нашу комнатушку, выходящую в бесконечный коммунальный коридор, стали являться молодые люди того и другого пола – наниматься в пионервожатые и физкультурники. По-нынешнему говоря, мама прямо на дому проводила кастинг. Но дело не в этом. Дело в том, что однажды к нашему дому подвезли на грузовичке и горой вывалили прямо на пол книги – основательно бывшие в употреблении, но весьма разнообразные по тематике. Кто-то заранее побеспокоился, не без маминого, думаю участия, чтобы в будущем пионерлагере была библиотека.

“Ваше любимое занятие?.. Рыться в книгах” – это и про меня. Тогда тоже. Рылся. Пока в один счастливый момент не выудил из этой горы потрепанный кирпичик: тонкая рисовая бумага, еры и яти, обложек нет, первых страниц нет, последних нет. Автор – инкогнито.

Глаз упал на начало, которое не было началом, а дальше я оторваться от текста не смог. Я вошел в него, как в новый дом, где почему-то все оказалось знакомым – никогда не был, а все узнал. Поразительно! Казалось, неведомый автор давно подсматривал за мной, все обо мне узнал и теперь рассказал – откровенно и по-доброму, чуть ли не по-родственному.

Написано было: “… По тому инстинктивному чувству, которым один человек угадывает мысли другого и которое служит путеводною мыслью разговора, Катенька поняла, что мне больно её равнодушие…” Но сколько раз и со мной случалось, что и с неведомой Катенькой: в разговоре инстинктивно угадывать “мысли другого”! Как точно подмечено…

Или в другом месте: “…Глаза наши встретились, и я понял, что он понимает меня и то, что я понимаю, что он понимает меня…” Опять лучше не скажешь! “Я понимаю, что он понимает…”

И так на каждой странице. “В молодости все силы души направлены на будущее… Одни понятные и разделенные мечты о будущем счастье составляют уже истинное счастье этого возраста”. Опять мое! Так и есть: каждый день твоих детства-отрочества, если они нормальны, будто сплавлен с солнцем и светом ожидания, чтобы твое предназначение состоялось.

Но как выразить вслух это снедающее тебя предчувствие, можно ли передать его словами ? Пока ты мучим неодолимой немотой, этот автор-инкогнито все за тебя успел рассказать. Но кто он был – неведомый автор?

Чья такая волшебная книга оказалась у меня в руках? Надо ли говорить, что ни в какую пионерскую библиотеку она не поехала – с обглоданными своими началом и концом она осталась у меня лично. Позже я узнал её и в переплете: Л.Н.Толстой. “Детство”, “Отрочество”, “Юность”. Вот так Толстой вошел в мою жизнь, не представившись. Иллюзия узнавания – непременная особенность классических текстов. Они – классики, потому что пишут для всех. Это верно. Но они еще и потому вечные классики, что пишут для каждого. Это верно не менее. Юный простак, я “купился” именно на последнее. Эксперимент был проведен чисто: автора скрыли. Магия имени не довлела над восприятием текста. Текст сам отстоял свое величие. Толстовская “диалектика души”, первым отмеченная нелюбезным Набокову Чернышевским, как шаровая молния в форточку, сияя, влетела в очередное неопознанное читательское сердце.

 

Даль Константинович Орлов

Какова роль книги в становлении человека? Именно над этим проблемным вопросом предлагает задуматься автор данного текста Д. Орлов.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, публицист повествует о своем случайном знакомстве с произведениями Л.Толстого. Как отмечает автор, великий русский писатель вошел в его жизнь «не представившись». Д. Орлов акцентирует наше внимание на том, что с самых первых страниц он почувствовал доброе отношение к себе.

Позиция автора ясна: по-настоящему хорошие книги становятся для читающего друзьями, почти родственниками. Они помогают понять свои чувства и выразить их в словах.

Нельзя не согласиться с позицией публициста. Действительно, книги необходимы каждому человеку: они дают ответы на многие вопросы, формируют мировоззрение, помогают понять себя и окружающих…

Проблему влияния книги на человека неоднократно поднимали в своих произведениях русские писатели. Так, Д. Лихачев в произведении «Письма о добром» отмечает, что книга делает человека «интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни…». Без сомнения, книги делают нас умнее и мудрее.

А русский прозаик М. Горький говорил: «Всем хорошим во мне я обязан книге». Литературные произведения, по словам писателя, раздвигали для него границы мира, открывали незнакомое и неизведанное. Чтение книг М. Горький всю жизнь воспринимал как чудо.

Таким образом, проблема роли книги в становлении человека, поставленная Д. Орловым, будет актуальна всегда. Книги играют одну из самых важных ролей в жизни каждого.