Что такое настоящая дружба? (по тексту И. Ильина)

У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою. Ты чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а его рядом нет. И тогда изумленно и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся, страдал и, главное, служил великой цели, но не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?

Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: каким образом находят себе настоящих друзей? Как же жили люди раньше, до нас? И не утрачено ли начало дружбы в наши дни? Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

Конечно, люди теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом. Но, Боже мой, как всё скудно, поверхностно и беспочвенно! Ведь это означает, что им приятно и забавно совместное времяпрепровождение или они умеют просто угодить друг другу. Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить, то вот и довольно: между людьми завязывается «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и скрытом расчёте.

Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы, и оба считают себя «друзьями». Люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», которое связывает мужчину и женщину, а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей раз и навсегда. Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди, взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы». Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, словно деревянные шары.

Но истинная дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Истинная дружба есть духовная любовь, соединяющая людей. А духовная любовь есть сущее пламя Божие! Кто не знает Божьего пламени и никогда не испытал его, тот не поймёт истинной дружбы и не сумеет осуществить её, но он не поймёт также ни верности, ни истинной жертвенности. Вот почему к истинной дружбе способны только люди духа. Люди без сердца и без духа неспособны к дружбе: их холодные, своекорыстные «союзы» всегда остаются условными и полу предательскими; их расчётливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма.

Настоящий человек носит в своем сердце некий скрытый жар, как если бы в нём жил таинственно раскалённый уголь. Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. Его свет светит и в замкнутом пространстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. Всякая истинная дружба возникает из этих искр. Эта излетевшая искра духа может быть воспринята и постигнута только духовно живым и искрящимся духом, только таким сердцем, которое само любит и излучает. Холодный мрак поглощает всё бесследно. Такая мертвая пустота не может дать ответа. Огонь стремится к огню, а свет тянется к свету. И когда встречаются два огня, то возникает новое мощное пламя, которое начинает шириться и пытается создать новую, живую «ткань» огня.

Самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку содержит уже начаток, зерно истинной дружбы. Лестница начинается уже с первой ступени; и пение начинает свою мелодию уже с первого звука.

Как люди находят настоящих друзей? Не утрачено ли начало дружбы в наши дни? В чем она заключается и на чем держится? Именно над этими вопросами предлагает задуматься писатель и философ И. Ильин, поднимая проблему сущности настоящей дружбы.

Размышляя над проблемой, автор задумывается над тем, какой «поверхностной и беспочвенной» стала дружба в наше время. Люди, которые не доверяют, не знают, не любят друг друга, люди, чьи интересы сходятся лишь в совместном сплетничании, злословии, тщеславии, взаимном излиянии жалоб, ошибочно принимают такие отношения за дружбу. Писатель убежден, что такая «дружба» – вовсе не дружба, ведь она держится лишь на «пустой любезности и скрытом расчете».

Но мнимую дружбу И. Ильин сопоставляет с дружбой истинной. Истинная дружба не может существовать без любви, сострадания, верности и искренней жертвенности. Именно поэтому к такой дружбе способны лишь «люди духа». Слова выдающегося философа помогают понять, что настоящая дружба – это не только приятное времяпрепровождение и не только любезное обхождение друг с другом. Это настоящее сокровище, дар, обладать которым дано далеко не каждому.

Сопоставление дружбы ложной и настоящий является основным приемом для раскрытия проблемы, волнующей автора. Именно контраст между этими понятиями дает читателям возможность осознать, что такое истинная дружба.

Позиция писателя ясна: «истинная дружба есть любовь, соединяющая людей». Она зажигает огонь в душе человека, «проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает к живой и творческой любви», в то время как мнимые чувства исчезают бесследно.

Трудно не согласиться с позицией автора. Действительно, настоящая дружба строится на духовном единстве, любви. Более того, она, в отличие от ложной дружбы, требует усилий и определенных жертв. Известный французский писатель-моралист Ф. Ларошфуко писал об этом так: «Как ни редко встречается настоящая любовь, настоящая дружба встречается еще реже».

Читая и перечитывая текст И. Ильина, я пришла к выводу, что современному человеку необходимо видеть и понимать разницу между ложной и истинной дружбой. Ведь именно настоящая дружба – «живое единство духа, силы и помощи», как пишет философ, – делает нашу жизнь наполненной и счастливой.