«Честь нельзя отнять, ее можно потерять» (А. П. Чехов)



Честь нельзя отнять, ее можно потерять. Мне кажется, в этих словах кроется глубокий смысл. Честь представляет собой моральные принципы: долг, ответственность, честность, верность своему слову, проявление твердости характера в трудных жизненных ситуациях и совесть. Именно она удерживает нас от совершения плохих поступков и подразумевает собой достойное поведение человека по отношению к окружающим, к себе. Каждый человек сам выбирает для себя следовать ему законам чести или же идти на поводу у своих слабостей, которые, в конце концов, могут привести к проявлению бесчестия.

Проблема чести, нравственного выбора – одна из основных проблем русской классической литературы. Она поднимается в таких произведениях, как «Дубровский» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Герой нашего времени» и «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. Мне бы хотелось остановиться на произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», где эта проблема является центральной. В этом историческом романе рассказывается о жизни Петруши Гринева, юного офицера, которого отец отправил в армию «понюхать пороху» и «потянуть лямку». Отправляясь, герой получает наставление: «Береги платье снову, а честь смолоду», чему он следует на протяжении всей жизни. В романе описываются несколько эпизодов, в которых молодой человек, несмотря на трудность нравственного выбора, останавливается на пути чести и достоинства. Проиграв деньги своему попутчику, он возвращает долг и поступает как было принято в дворянском обществе. Попав в буран, он отдает свой тулуп вожатому, в знак благодарности за помощь. Конечно, этот поступок говорит о его умении быть благодарным. Уже в Белогорской крепости, Петруша становится близким к честной семье капитана Миронова, а Швабрин, являясь человеком того же круга вызывает у него отвращение из-за своего бесчестия, клеветы и сплетен. Отстаивая честь Маши, своей возлюбленной, Гринев вызывает Швабрина на дуэль. Он готов пожертвовать своей жизнью ради чести любимой девушки. Смелость, отвага, верность своему воинскому долгу проявляются, когда Петр заявляет Пугачеву, что не может ему присягнуть. Идя на этот шаг, он не думал о том, что может быть казнен, ему важно было отстоять свою честь, свое достоинство.

Полной противоположностью образа Петруши в повести является образ Швабрина. Эти образы даются на антитезе. Швабрин, несомненно, олицетворяет бесчестие, оно проявляется в каждом его действии. Желая отомстить Маше за отказ выйти за него замуж, герой оклеветал ее без тени раскаяния, тем самым задевая не только чувства девушки, но и чувства Петра. Безусловно, такое поведение свидетельствует о подлости и непорядочности Швабрина. Он эгоистичен и живет по принципу: «Если не мне, так никому». Во время войны с Пугачевым, он переходит на его сторону, ради сохранения своей жизни. Путь Швабрина – путь человека, который теряет свою честь, идя по пути бесчестия под влиянием малодушия, трусости и слабости характера. Его эгоизм и самолюбие не совместимы с понятием чести.

Похожую ситуацию можно найти и в произведении Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Ярким примером человека, во всем следующего законам чести, является Андрей Болконский. Для него смыслом жизни является соблюдение слова и действие по нравственным законам, уважение к отцу и желание создать крепкую семью. На протяжении всего романа Андрей Болконский проходит несколько жизненных этапов. В самом начале произведения он предстает перед нами неудовлетворенным своим образом жизни. В поисках лучшего, желая служить отечеству и обрести власть, он уходит на войну. Его идеалом, как и многих в то время, является Наполеон. Герой мечтает о подвиге, «найти свой Тулон», который бы прославил его, заставил бы людей восторгаться. Шенграбенское сражение позволило ему проявить свое мужество: под градом пуль он доезжает до батареи Тушина, где становится свидетелем проявления подлинной отваги артиллеристов капитана. Болконский понимает, что главное – это не власть, не награда, а служение Отечеству. Истинный героизм кроется в простых людях, выполняющих свой долг. На этом этапе жизни меняются ценности Андрея Болконского.

Аустерлицкое сражение казалось князю шансом найти свою мечту. Казалось, что это сражение завершится победой, осуществленной под его руководством. Андрей и в правду совершает желанный подвиг: подняв знамя, он ведет за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, он падает и ему приходят в голову мысли: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал». А небо становится для него символом высоких целей, вечности и ценности жизни. Когда Болконский видит Наполеона, шагающего по полю через трупы, его образ, как образ гениальной личности меркнет. Герой осознает, как его «идеал» ничтожен, понимает, насколько важнее для него такие нравственные понятия, как правда, добро и истина. Преодолевая свои ошибки, Андрей проходит через путь становления личности. После смерти Лизы, герой пытается жить для себя, для семьи, для сына, но он воспитан в других традициях, и это ему не удается. Комитет Спиранского тоже разочаровывает Андрея и вынуждает покинуть его.

Влюбившись в Наташу, Болконский соглашается на условие, поставленное отцом – он готов ждать год до свадьбы, но Наташа не выдерживает столь длительной разлуки и пытается бежать с Курагиным. Такой поступок Андрей расценивает как бесчестный и не прощает его.

Его нравственные качества проявляются в годину Отечественной войны, князь приходит к пониманию истинного назначению – жить ради Отечества и свободы. Андрей Болконский – человек чести, достоинства, которому в жизни помогает ум, способности, правильное воспитание отца, образованность. Он не может жить для себя, а, следуя законам чести, отдает свою жизнь за народ.

Всех героев Толстого можно поделить на любимых и нелюбимых, героев мира и войны. Одни идут по пути истины и правды, а другие – по пути бесчестия. Примерами таких героев являются Анатоль Курагин, Борис Друбецкой, Долохов и князь Василий. Курагин на войне был далек от народа, по сути, одинок со своей болью, своим страхом. Борис Друбецкой и Долохов при поступлении в армию тоже не руководствуются понятиями чести и патриотизма. Основным для них является карьера и чины.

Прочитав множество произведений, я могу сказать, что у каждого свой жизненный путь и каждый сам выбирает между честью и бесчестием. Для человека чести, благородного человека будет невозможным отказаться от своих принципов в пользу бесчестия, совершения низких и подлых поступков. На примере литературных героев мы видим, что честь действительно нельзя отнять, а можно только потерять.

А. Бабаева