Почему человеку необходимо сохранить в себе детское мироощущение? (по М. Пришвину “Удивление покидает мир”)



Исходный текст

Удивление покидает мир. Даже воздухоплавание, даже радио и телевидение больше не удивительны. И можно вперед сказать, что перелет на другие планеты не даст того счастья, той радости, о которой сейчас грезится. Удивление связано с детством человека. Современный взрослый человек рано расстается со своим ребенком: он с двадцати лет взрослый и больше ничему не удивляется. Сказка питается детством, и детство здоровьем, и здоровье дается землею и солнцем. Человеку надо вернуть себе детство, и тогда ему вернется удивление, и с удивлением вернется и сказка. Невозможно? Нет ничего невозможного. Во всяком случае, возникает вопрос: почему современный человек не отказывается от возможности перелета на другую планету и поднимают даже вопрос о физическом бессмертии в будущем, но почему же тогда невозможно вернуть человечеству удивление и сказку?

…Я с себя беру своего маленького героя… Мне удобен мальчик-герой, потому что я же сам, лично будучи от природы сам художником и поэтом в душе, скромным среди великих событий нашего времени, чувствую себя всегда мальчиком и, признаюсь, не сразу дохожу до их смысла, — если же сразу берусь, то неизбежно ошибаюсь. От этого мне легче среди великих событий изображать мальчика, из-за того именно легче, что я сам такой и, когда чего не хватит, буду брать из себя.

…Мне часто говорят, что я знаю хорошо детей и люблю их. Но я знаю, люблю и охраняю только одно, заключенное в себе бессмертное дитя. В этом ребенке и реализован мой талант. Я думаю, что значение моих книг и у нас и дальше — в моем устремлении к детству. Природа у меня как материя детства. …

В 1905 году я напечатал первый свой рассказик «Дедок» в журнале «Родник». После этой удачи я задумал по совету Е. И. Ончукова поехать на север на Выгозеро. У редактора Альмедингена в «Роднике» я попросил денег на поездку. — Я напишу вам, — сказал я, — о мальчике, попавшем на север, и так опишу север в приключениях мальчика. — Нет, — ответил Альмединген, — напишите просто очерки севера. Я послушался, и с тех пор вот сорок пять лет никогда не расставался с этим мальчиком, и все не мог написать. Вся детская моя литература возникла на этой почве, а, может быть, даже и охотничья. По-видимому, этот мальчик живет у меня в душе, и скорей всего это я сам и ношу его в себе, как беременная женщина. В этом вынашивании мальчика и есть все, чем я богат.

Понимать все на свете можно по-разному, но несомненно нужно одинаково верно понимать человека, чтобы сделать ему радостный подарок. Надо понять человека, чтобы суметь ему подарить. Пониманием любовь начинается и подарком разрешается: он дарит ей, она это дарит всем. Скорей всего люди инстинктом животных чувствуют, что ребенок — это подарок для всех. Новый человек — это ребенок, а если о нем надо рассказывать, то расскажите о взрослом, сумевшем сохранить в себе ребенка.

(по М.Пришвину).

Почему человеку необходимо сохранять в себе детское мироощущение? Именно над этим проблемным вопросом предлагает задуматься М. Пришвин.

Размышляя над этой проблемой, автор с сожалением отмечает, что в наше время люди «рано расстаются со своим ребенком». Писатель уверен: он реализовал свой талант именно потому, что любит и охраняет заключенное в себе «бессмертное дитя».

Позиция М. Пришвина ясна: человеку необходимо сохранять в себе ребенка, чтобы не утратить восторженное восприятие мира.

Не могу не согласиться с позицией автора. Действительно, одной из актуальных проблем современного человека является стремление к скорейшему взрослению.

В художественной литературе известно немало произведений, поднимающих проблему сохранения черт ребенка в человеке. Так, в романе-эпопее Л. Толстого «Война и мир» примером сохранения детского взгляда на мир может послужить центральная героиня Наташа Ростова. Она по-детски радовалась лунной ночи и мечтала полетать, как птица. Она отличалась своей простотой и естественностью.

А в повести М. Горького «Детство» девятнадцатилетнему юноше Цыганку также удалось сохранить в себе ребенка. По субботам вокруг него создавалась неописуемо забавная жизнь: он устраивал веселые игры и представления, развлекал детей и сам вел себя, как ребенок. Даже повзрослев, Цыганок не утратил способности удивляться самому и радовать других.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что сохранение детства и детской непосредственности очень важно для человека. Если мы сбережем в себе ребенка, то будем чувствовать себя счастливее и радостнее, к нам вернется удивление, «и с удивлением вернется и сказка». А как же здорово жить взрослому, сохраняя внутри себя мир сказки!