«Слово “кризис”, написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает “опасность”, другой – “благоприятная возможность”» Дж. Кеннеди

Основная идея высказывания Дж. Кеннеди заключается в том, что такое, на первый взгляд, негативное экономическое явление, как кризис, может быть «толчком», стимулом к развитию, шансом на достижение новых экономических результатов.

Все мы знаем, что рыночная экономика развивается циклично. Экономический цикл – это периодически повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады в экономике. Основными фазами цикла являются подъем, пик (с которого начинается обвал рынка), спад (или рецессия) и депрессия. На низшей точке фазы депрессии экономика претерпевает кризис, топчется на месте и не может без усилий преодолеть сложившуюся ситуацию. Кризис – это падение производства в значительных масштабах, сопровождающееся нарушением баланса спроса и предложения на товары и услуги. Существует несколько причин возникновения кризиса. Так, кризис перепроизводства вызван ростом производственных мощностей и перепроизводством товаров, структурный кризис связан с появлением новых отраслей и технологий и отмиранием старых, конъюнктурный – с цикличностью колебаний спроса и предложения на рынке. Безусловно, кризисы ставят экономику государства под угрозу, ведь они характеризуются сокращением производства и прибыли, падением реальной (а иногда и номинальной) заработной платы, снижением уровня жизни населения. Но несмотря на все негативные последствия кризиса, он также является поводом для движения к прогрессу, совершения нового рывка вперед. Он дает возможность выявить ошибки в экономической политике государства, принять к сведению и исправить их, найти эффективные пути минимизации рисков и потерь. Таким образом, с одной стороны, кризис нарушает сложившийся на экономическом рынке баланс, но с другой, он дает шанс опустившейся на «дно» экономике начать новый этап развития.

Я согласна с высказыванием Дж. Кеннеди. Из школьного курса обществознания мне известно, что экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории нашей страны. Последствия кризиса серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Негативный аспект заключался в том, что было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, упал уровень жизни, количество получающих пособие по безработице удвоилось. Вместе с тем последствия кризиса, которые испытала экономика, оказали положительное влияние на её развитие. В частности, возросла экономическая эффективность экспорта, а предприятия, производящие продукцию для внутреннего рынка, повысили свою конкурентоспособность за счёт того, что иностранная продукция резко возросла в цене. В итоге на смену тяжелому кризису пришел весьма масштабный экономический подъём.

Кроме того, из интернет- издания «Медуза» я знаю про мировой кризис индустрии компьютерных игр 1983 года, повлекший спад рынка игровых консолей, банкротство ведущих компаний-разработчиков игровых приставок. Игровая индустрия несколько лет была убыточной, из-за чего на рынке явно обозначился застой. Но некоторое время спустя японской компании «Nintendo» удалось прорваться на рынок игровых консолей и возродить его, вызвав интерес как у потребителей, так и у разработчиков, отвернувшихся от игровой индустрии после краха. Именно после этого кризиса появилось третье поколение видеоприставок. Данный пример иллюстрирует, как кризис поспособствовал прогрессивному развитию индустрии видеоигр.

Таким образом, все вышесказанное подтверждает справедливость высказывания Дж. Кеннеди. Действительно, кризис является «опасностью» для экономики, но вместе с тем он дает «благоприятную возможность» для ее успешного последующего развития.

«Вникните в причины всякой распущенности, и вы увидите, что она проистекает от безнаказанности преступлений, а не от слабости наказаний». (Ш. Монтескье)

Основная идея высказывания Ш. Монтескье заключается в том, что побороть неправомерное поведение индивидов может только правосудие и неотвратимость наказания, при этом неважно, какой тяжести будет это наказание.

Все мы знаем, что преступление – это виновное, общественно- опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Отличительной чертой преступления от других видов правонарушений является значительная общественная опасность: оно причиняет более тяжкий вред личности, обществу, государству. Необходимым следствием за совершенное преступление является привлечение лица к уголовной ответственности. Уголовная ответственность является наиболее суровым видом юридической ответственности, которая может налагаться только судом. Другими видами юридической ответственности – негативной реакции государства на совершение правонарушения в виде применения к правонарушителю мер государственного принуждения – также являются административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная ответственности. Юридическая ответственность выполняет карательную, правовосстановительную, предупредительную и воспитательную функции, а ее принципы подразумевают законность, справедливость, целесообразность и неотъемлемость наступления. Так, наступившее уголовное наказание реализуется в следующих формах: штраф, обязательные или исправительные работы, арест, лишение свободы. Целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, его перевоспитание, а также предупреждение совершения преступлений иными лицами.

Я согласна с Ш. Монтескье, ведь из школьного курса истории мне известно о русской помещице, Дарье Салтыкове по прозвищу Салтычиха и «людоедка», вошедшей в историю как изощрённый садист и серийный убийца нескольких десятков подвластных ей крепостных крестьян. Она обливала своих подопечных кипятком, поджигала волосы, рвала уши и ноздри раскаленными щипцами, всячески издевалась над ними. Родственники жертв пытались жаловаться, но ситуация не менялась, и долгое время преступления женщины оставались безнаказанными. Так, Салтычиха загубила 139 жизней, но доказать смогли убийства лишь 30 крепостных… На данном примере мы видим, как безнаказанность порождает огромное количество новых преступлений, приводит к ужасающим последствиям.

Кроме того, из кинофильма «Бони и Клайд» я знаю историю двух известных грабителей, действовавших в Америке во времена Великой депрессии. Их жертвами часто становились персонал заправочных станций, магазинов и отделений банков. Налетчикам каждый раз удавалось уходить от полиции, что вызывало у них чувство безнаказанности: они становились все увереннее в себе и все беспощаднее к своим жертвам. Таким образом, данная ситуация выступает примером того, как отсутствие наказания за нарушение буквы закона является стимулом для совершения новых преступлений.

Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что нельзя оставлять без наказания ни одно преступление, ибо беззаконность нарушает социальную справедливость, побуждает преступников к новым правонарушениям.

Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у неё преобладают. (Я. Коломинский)

Основная идея высказывания Я. Коломинского заключается в том, что по потребностям человека можно оценить его значимость для социума: чем выше потребности человека, тем большую пользу он может принести обществу, и, наоборот, чем потребности ниже, тем незначительней будет его общественная ценность.

Все мы знаем, что личность – это индивид, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни. Однако какие именно свойства личности определяют ее ценность в обществе? Я думаю, что к этим свойствам относятся знания о мире, обществе, себе, познавательные и практические умения, социальный опыт, моральные ценности и идеалы… Эти социально значимые качества человек приобретает как в процессе социализации, так и в процессе деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Различают потребности подлинные и мнимые. Первые побуждают человека к активной жизни, к самосовершенствованию. Мнимые же ведут к деградации, разрушению личности. Также в соответствии с теорией Маслоу потребности подразделяют на высшие (духовные, социальные и престижные) и низшие (экзистенциальные и физиологические). Человек, чьи потребности в еде, сне, комфорте и крыше над головой (т.е. низшие, первичные потребности) преобладают над потребностями в самосовершенствовании, познании, уважении и признании, (т.е. высшими) не обладает высокой общественной значимостью. Такие люди ничего не могут дать обществу – они только потребляют. И, наоборот, те, кто ставит высшие потребности над низшими, в процессе их удовлетворения осуществляют социально – полезную деятельность: они приобретают опыт, знания, умения, важные как для личностного, так и общественного развития. Таким образом, общественная ценность личности прямо пропорциональна высоте её потребностей.

Я согласна с позицией Я. Коломинского, ведь из школьного курса истории мне известно о великом ученом М. Ломоносове, который проявил себя практически во всех отраслях науки: в физике, химии, литературе, географии. Именно стремление к познанию, саморазвитию подталкивало его к совершению новых научных открытий. Удовлетворяя свои высшие потребности, М. Ломоносов приносил колоссальную пользу обществу. Он оказал огромное влияние на развитие науки и культуры России, а также основал Московский университет.

Кроме того, из журнала «Культура России» я знаю о российском меценате П. Третьякове. Он, испытывая потребность в познании, освоении культурных ценностей, творчества, начал собирать произведения русского искусства. Для собранной им коллекции он построил отдельное здание — галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. Впоследствии меценат передал своё поистине грандиозное собрание картин вместе со зданием галереи — городу в дар. За это он получил звание Почётного гражданина Москвы. Бесспорно, П. Третьяков, обладатель высших потребностей, являлся очень значимой для общества личностью.

Таким образом, все вышесказанное подтверждает справедливость высказывания Я. Коломинского. Действительно, от потребностей личности напрямую зависит то, какую пользу она сможет принести обществу и какой ценностью для социума будет обладать.

Инфляция – единственная форма наказания без законного основания. (М.Фридмен)

Основная идея высказывания М. Фридмена заключается в том, что инфляция – это негативное явление, возникающее не на законном основании, а в результате некорректной экономической политики. Её последствия отрицательны и крайне тяжелы для многих категорий населения. Именно поэтому автор цитаты и сравнивает ее с наказанием.

Все мы знаем, что инфляция – это процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения уровня цен на товары и услуги. Чрезмерная эмиссия, инфляция спроса и предложения, проведение политики «дешевых денег» – все это может выступать причинами инфляции. Инфляция бывает умеренной (до 10-15 % в год), галопирующей (около 20-200% в год), а также существует гиперинфляция (50% в месяц). Во время инфляции обесцениваются сбережения и вклады людей, повышается уровень безработицы, снижается выпуск товаров и услуг… Из этого можно сделать вывод, что инфляция является настоящим наказанием для всего общества. Экономическая наука знает ряд методов борьбы с инфляцией: дефляция (изъятие избыточных денежных знаков), деноминация (введение новой валюты и обмен ее на старые деньги), девальвация (снижение обменного курса национальной валюты). Также существуют адаптивные (направленные на приспособление к условиям инфляции) и активные (направленные на ликвидацию причин инфляции) методы борьбы. Таким образом, инфляция приводит к серьезным негативным последствиям, выражающимся в падении уровня жизни граждан и сопровождающимся экономическим спадом.

Я согласна с позицией автора. Из журнала «Мир экономики» мне известно, что самая большая в мировой истории инфляция была зафиксирована в послевоенной Венгрии в период 1945- 46 годов. Удвоение цен в Венгрии наблюдалось каждые 15 часов. Гиперинфляция такого масштаба не просто означала снижение покупательной способности денег, но и подрывала всю экономическую и социальную жизнь страны. Из этого примера ясно, что инфляция – один из самых болезненных и опасных экономических процессов, негативно воздействующих на жизнь общества.

Кроме того, из школьного курса истории я знаю, что причиной высокой инфляции во времена царской России стало увеличение выпуска бумажных денег. В то время экономика государства переживала тяжелые времена, в казне не хватало средств после войн. Тогда в оборот ввели бумажные деньги – ассигнации. Их первый выпуск превысил 1 миллион рублей. Считалось, что выпуск бумажных денежных средств успешно заменит неудобные в обращении монеты. На самом же деле это привело к сильной инфляции, которая в свою очередь спровоцировала значительный спад в экономике и тяжело отразилась на жизни государства и общества.

Таким образом, все вышесказанное подтверждает справедливость высказывания М. Фридмена. Действительно, инфляция является наказанием, не имеющим под собой никакого законного основания.

Единственный хороший бюджет – это сбалансированный бюджет. (А. Смит)

Данным высказыванием А. Смит хотел сказать, что из всех видов бюджета – профицитного, дефицитного и сбалансированного – именно последний является единственно верным и правильным.

Все мы знаем, что государственный бюджет – это сводный план доходов и расходов государства за определенный период времени. Изначально он разрабатывается Правительством РФ, принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. На данной момент существует 3 вида гос. бюджет: дефицитный (расходы> доходов), профицитный (расходы<доходов) и сбалансированный. Рассмотрим каждый из них. Дефицитный гос. Бюджет возникает из-за неразумного распределения денежных ресурсов и низких доходов, что в дальнейшем может привести к глубокому кризису. Чтобы исправить ситуацию, государство может обратится к другим странам за кредитом, повысить налоги или снизить пособия. Что касается профицитного бюджета, то он возникает из-за чрезмерной эмиссии, что в будущем может вызвать инфляцию, то есть рост общего уровня цен в стране и снижение покупательской способности денег. Чтобы этого избежать, государству необходимо контролировать эмиссию, понизить налоги или увеличить социальные выплаты. Последний вид государственного бюджета, сбалансированный, достигается путём внимательного планирования, требует ответственности и обеспечивает стабильную обстановку в стране, что говорит о том, что это единственный хороший бюджет.

Я согласна с автором, ведь из школьного курса обществознания мне известно о государстве Н., в котором последние два года наблюдается дефицит бюджета. Страна, пытаясь достигнуть сбалансированного бюджета, отменила пенсии, которые составляли большую часть ее расходов, однако это не помогло, а лишь породило массовые протесты граждан и снижение уровня жизни. Это говорит о том, что дефицитный государственный бюджет губителен.

Кроме того, из журнала «Экономика» я знаю, что в 1987 году в стране С. был установлен сбалансированный бюджет. Вот уже на протяжении 31 года в стране высокий уровень жизни, отсутствуют войны. Это говорит о том, что баланс в государственном бюджете обеспечивает стабильность экономики и общественной жизни.

Таким образом, именно сбалансированный бюджет обеспечивает высокие уровень и качество жизни населения, способствует миру и стабильности как в обществе, так и в экономике.

Шум оружия заглушает голос законов. (М.Монтень)

В данном высказывании автор выражает мысль о том, что в условиях войны, вооруженных конфликтов, революций и т.д. люди перестают подчиняться законам. Борясь друг с другом, люди забывают о принципах, ограничениях, правовых нормах и последствиях за их нарушение.

Для начала нужно понять, что такое право. Право – это система правовых норм, т.е. формально-определенных общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством, с целью регулирования общественных отношений. Структура нормы права состоит из трех частей: диспозиции, гипотезы и санкции. Нормы права не могут существовать сами по себе, поэтому они обличены в источники права – формы внешнего закрепления и выражения норм права. Источники права бывают нескольких видов: судебный прецедент, правовой обычай, священные книги, нормативный договор и нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт – это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся нормы права. Он является главным источником права в Российской Федерации. Нормативно-правовой акт подразделяется на два вида: закон и подзаконный акт. Закон – нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или на референдуме, имеющий высшую юридическую силу, регулирующий важнейшие стороны общественных отношений. Однако законы не могут одновременно контролировать все стороны общественных отношений, поэтому для этого существуют еще и подзаконные акты – нормативно-правовые акты, имеющие меньшую юридическую силу, чем закон, и принятые на его основе и во имя его исполнения. Российская Федерация состоит из немалого количества субъектов, именно поэтому существует иерархия нормативно-правовых актов по трем уровням: федеральный, региональный и локальный. Кроме того, существует такое понятие как система права, т.е. совокупность связанных между собой норм права и его объединений, существующих в этой стране. Система состоит из норм права, институтов права, подинститутов права, а затем отраслей права. Несмотря на то, что нормы права являются общеобязательными, находятся люди, которые их нарушают. За это они несут юридическую ответственность – применение мер государственного принуждения к на нарушителю за совершение правонарушения. К принципам юридической ответственности относят справедливость, неотвратимость наступления, законность, целесообразность. Юридическая ответственность выполняет ряд функций: превентивную, правовосстановительную, регулятивную, воспитательную, карательную. Однако урегулированы должны быть не только отношения внутри страны, но и между странами. Для этого существует международное право – публичное право, состоящее из юридических норм и принципов, регулирующее отношения между государствами. К принципам международного права относят суверенное равенство всех членов, добросовестное исполнение принятых на себя по уставу обязательств, мирное разрешение конфликтов, воздержания от применения силы в международных отношениях и т.д. Также существует международно-гуманитарное право, т.е. совокупность международно-правовых норм, защищающих жертв войны и ограничивающих средства и методы ведения войны. Можно убедиться в том, что люди максимально попытались урегулировать отношения не только внутри стран, но и между ними. Однако в условиях вооружённых конфликтов, когда людьми правит лишь желание бороться друг с другом, зачастую все принципы, нормы и законы игнорируются, и, как и говорит Монтень, «заглушается голос законов».

Из истории нам известно такое событие как революция 1917 года. В эти времена совершалась коренная ломка общественного строя, происходила кардинальная смена власти, повсюду слыли хаос, смерти и разрушение. Естественно, нет и речи ни о каком соблюдении законов в стране, ведь у каждой из воюющих сторон были свои принципы и законы. Таким образом, в условиях вооруженного конфликтах люди полностью игнорируют установленные в обществе законы и порядки, что приводит к полной дезинтеграции общества и беспорядку.

Совсем недавно СМИ сообщали об атаке Сирии Америкой. Американские ракеты были выпущены на отдельные территории Сирии, где якобы находились заводы по разработке химического оружия. Действия США полностью нарушали суверенитет Сирии и нормы международного права, подвергли опасности жизни сотен людей. Мы видим, что в условиях политической войны, люди не учитывают законов, которые были ими же созданы для предотвращения конфликтов, сохранения мира и равновесия в мире.

Таким образом, законы игнорируются, когда дело касается войн, конфликтов и т.д. Так быть не должно, ведь именно законы призваны регулировать отношения между людьми. Как внутри стран, так и на международном уровне должно обеспечиваться верховенство закона даже в конфликтных ситуациях, ведь, игнорируя законы, мы разрушаем стабильность общества.

Всё наше достоинство в том, что мы способны мыслить. (Б. Паскаль)

В данном высказывании Паскаль выражает мысль о том, что главной отличительной особенностью человека от других живых организмов, дающей людям преимущество перед другими организмами, является способность к мышлению и осознанному принятию решений. Раскроем тему с помощью теории.

Мышление – процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и так далее. Мышление можно разделить на три типа: образное, понятийное (теоретическое), знаковое. В реальности эти типы редко существуют в отдельном виде, чаще всего они комбинируются. В процессе мышления человеком были обнаружены закономерности, законы, устойчивые связи, которые в последствие поспособствовали преобразованию человеком окружающей среды. Форма активного отношения человека к окружающей среде с целью преобразований и изменений называется деятельностью. Она делится на практическую и духовную деятельность. С такие виды деятельности как игра, учение, труд, отдых, общение неизбежно включается каждый индивид в процессе своего развития. Особенностями деятельности являются продуктивный, орудийный, общественный, преобразующий характер. Существенной особенностью является то, что деятельность носит сознательный характер. Именно сознательная, целенаправленная творческая деятельность и способность к целеполаганию отличают человека от животного. Кроме того, к отличиям человека от животного относят мышление, членораздельную речь, наличие духовных потребностей, создание и преобразование культуры, изготовление орудий труда и их использование. Рассмотрим тему на конкретных примерах.

Из курса биологии нам известны сведения о деятельности Карла Линнея. В годы его жизни биология существенно отставала от других наук, так как огромное количество биологических знаний не были систематизированы. Карл Линней решил эту проблему: он разработал систему классификации живых организмов, что способствовало огромному прорыву в биологических исследованиях. Мы видим, что человек смог в процессе мышления совершить гениальные открытия, полезные для всего общества. Именно способность к осознанным решениям формирует достоинство человека.

На уроках обществознания нами было пройдена биография Генри Форда. Этого человека по сей день называют «отцом автомобильной промышленности». Форд обладал невероятными знаниями в этой области, благодаря которым смог воплотить свою мечту: создать автомобиль, доступный для всех. Кроме того, столкнувшись с трудностями конкуренции, Форд создает в 1913 году конвейер. Таким образом, человек, обладая способностью к мышлению и осознанным решениям, способен создавать невероятные изобретения и направлять свою деятельность, которая полезна как для него самого, так и для общества, в верное русло.

Таким образом, способность к мышлению делает человека исключительным существом, который может принимать осознанные и продуманные решения для достижения своей цели. Необходимо развивать в себе эту способность, ведь именно она является «достоинством» человека и является ключевым элементом в формуле успеха.

Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство. (Б. Авербах)

В данном высказывании Авербах выражает мысль о том, что гораздо сложнее и важнее не просто заработать и накопить как можно больше денег, а суметь правильно их распределить в соответствии со своими потребностями. Раскроем данную тему с помощью теории.

Деньги – это особый товар, являющийся эквивалентом стоимости других товаров или услуг. По формам различают наличные и безналичные деньги. Деньги играют огромную роль в производстве, ведь они составляют половину от общего капитала фирмы – финансовый капитал. Деньги осуществляют множество функций, например, могут быть средствами платежа, мировые деньги. Особо важными функциями, на которых основываются не только экономические процессы, но и другие сферы жизни, являются деньги как мера стоимости, средство накопления и средство обращения. Производители устанавливают определённую цену на товар, то есть приравнивают к какой-то сумме денег. Покупатель, оценивая полезность товара, может предложить за неё другую цену (естественно, меньшую). В данных ситуациях деньги выступают как мера стоимости товаров или услуг. В нормальных условиях люди, получая доход от своей деятельности, расходуют сбережения на свои потребности, однако тратится на все деньги. Часть из них откладывается и сберегается. Так деньги выступают средством накопления, о котором и говорит Авербах в своем высказывании. Вступая в экономические отношения, людьми изо дня в день совершается немалое количество сделок, покупок, оплачиваются налоги, кредиты. Для всего этого снова используются деньги, выступая средством обращения (или платежа). Все эти функции осуществляются в тесной связи, взаимодействуя друг с другом. Чтобы деньги приносили пользу, обращаться с ними нужно с умом. Для начала их нужно научиться зарабатывать, затем сберегать. Но определяющим, самым главным умением в любом случае остается способность правильно распределять и расходовать деньги. Как говорит Авербах, это действительно «искусство», и не каждый им владеет.

Из курса обществознания нам известен пример деятельности основателя IKEA Игвара камрада. Этот человек никогда не упускал возможности сберечь немного денег. Несмотря на то, что Ингвар имел достаточно денег для роскошной жизни, он жил в обычном доме, вбирал 3-х звездочные отели, ездил на велосипеде. Накопленные сбережения он направлял на расширение своего бизнеса, что в итоге сделало IKEA одной из самых богатых и крупных ТНК. Таким образом, именно умение направлять деньги в правильное русло, расходовать их с умом являются определяющими умениями, которые способны привести к успеху. Правильное распределение расходов требует гораздо больше усилий и знаний, чем умение зарабатывать и копить деньги.

В журнале «Экономика и право» я прочитала статью о миллиардере Сэме Уайле. Это американский бизнесмен из Далласа, который обеспечил работой многих людей, сколотил огромное состояние, инвестируя деньги в ресторанный бизнес, розничную торговлю, компьютерные компании. Однако этот человек потерял все свои средства и сейчас является банкротом. Правительство США преследует Сэма за неуплату налогов, долги из-за открытия офшорных компаний, а также он должен огромные суммы своей жене после развода. Мы видим, что человек научился зарабатывать деньги и даже сберегать их. Однако он не овладел «искусством» правильного распределения средств. Пример доказывает всю важность умения правильно тратить деньги и негативные последствия от неразумного распределения средств.

Таким образом, для достижения настоящего успеха недостаточно уметь зарабатывать много денег. Нужно обладать мудрость для того, чтобы суметь сберечь эти деньги. А затем человеку необходимо овладеть самым важным и сложным умением – умением правильно распоряжаться деньгами. Эту способность действительно можно назвать «искусством», ведь она требует множества знаний, усилий и умений планирования.

Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. (В. Путин)

В данном высказывании автор выражает мысль о том, что образовательный процесс в школах должен фокусироваться не только на предоставлении новых знаний и развитии умственных способностей детей, но и на формировании определенных социальных качествах, полезных черт характера, моральных ценностей. Раскроем тему с помощью теории.

Каждый человек, прежде всего, является индивидом – единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем биологических и социальных черт. Но для того, чтобы быть полноценным участником общественных отношений, быть просто индивидом – мало. В процессе социализации индивид выходит на новый уровень и становится личностью – индивидом с набором социально значимых качеств, реализуемых в общественной жизни. Таким образом, процессом социализации называется переход от индивида к личности, усвоение социальных норм, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в обществе. Данный процесс индивид не может осуществлять в одиночку, именно поэтому появляются агенты социализации, то есть социальные группы, институты или отдельные люди, которые осуществляют социализацию человека. Различают первичных агентов и вторичных. К первичным агентам относят людей, с которыми у индивида тесные межличностные отношения, например, семья, компания друзей. К вторичным – различные организации, где отношения имеют формально-деловой характер, например, школа, представители администрации. За исполнение или нарушение социальных норм, прививаемых индивиду агентами социализации, следуют социальные санкции, то есть системы поощрений или наказаний. Важную роль в процессе социализации играет получение новых знаний, т.е. образования – целенаправленного процесса обучения и воспитания личности в интересах личности, общества и государства. К функциям образования относят: передачу социального опыта, знаний; подготовку квалифицированных кадров; накопление и хранение культуры; социальный кон6троль; социальный отбор. А об еще одной важной функции говорит Путин – о функции социализации. И именно школа является для абсолютного большинства людей самым первым учреждением, где они начинают получать образование, и поэтому школа должна в то же время давать «жизненные» знания, учить решать проблемы, формировать в себе правильные черты характера, взгляды, мировоззрение. Ведь все это, естественно, в комплексе с научными знаниями дает хорошие возможности для построения карьеры и успешного взаимодействия с окружающими.

В статье журнала «Социальные реалии» я прочитала статью о выставке в одной из школ города N. После одного из уроков истории, посвященных культуре родного края, ученики заинтересовались различными историческими сооружениями своей страны. Администрация школы приняла это во внимание и организовала выставку моделей памятников и сооружений искусства, которые создали сами ученики своими руками. Мы

видим, что в данном случае школа выступает не просто как источник знаний и образования. Она создает условия для поднятия культурного уровня детей, создавая условия для интересного изучения культурных ценностей, истории. Это не только обогащает детей культурно, но и вселяет дух патриотизма и уважения к Родине.

На уроке литературы мы познакомились с комедией Фонвизина «Недоросль». Главный герой не ходил в школу и не имел никакого желания развивать свой ум. От всех ненастий его оберегала его же мать. В результате, герой остался не только глупым невеждой, но еще и ужасным человеком, без каких-либо моральных ценностей и социально значимых черт характера, качеств. Данный пример иллюстрирует, что без социализации в школе, даже если человек находится рядом со своей семьей (которая также осуществляет социализацию), он не сможет стать успешным. Ведь именно на школьной скамье в нас закладываются позитивные качества (честь, достоинство, честность, уважение), прививаются моральные ценности. В этом месте человек сталкивается с реальными «законами жизни» и ее трудностями. И именно в школе мы учимся справляться с этими препятствиями.

Таким образом, школа играет важную роль в образовании индивида. Однако школа также осуществляет не менее важную функцию социализации. И система работы школы должна быть построена таким образом, чтобы не только давать научные знания, но и формировать моральные ценности, правильные взгляды, приобщать к культуре и помогать ученикам вырабатывать в себе полезные черты характера и «жизненные» навыки.

Величие и святость государства состоит, прежде всего, в неуклонном осуществлении справедливости. (А. Сталь)

Автор в данном высказывании выражает мысль о том, что главной задачей государства является обеспечение законности, осуществление справедливости всех сферах общественной жизни, ведь только так может быть обеспечено нормальное функционирование демократического правового государства.

Для того чтобы разобраться с понятием государства, нужно сначала выяснить, что такое политическая власть. Политическая власть – это способность и возможность управлять людьми и воздействовать на них даже вопреки их сопротивлению. У политической власти существуют свои признаки: моноцентричность, верховенство, всеобщность, многоресурсность. Последний признак напрямую связан с элементами политической власти, к которым относятся субъекты, объекты и, собственно, сами ресурсы. Действительно, этих ресурсов очень много, например, информационные, экономические, культурные, принудительные (силовые). Объектами политической власти являются сами граждане страны, т.е. те, на кого эта власть направлена. А вот субъектами являются те, от кого эта власть исходит, и одним из субъектов политической власти является государство. Государство – это особая организация политической власти на определенной территории, располагающая специальным аппаратом для управлением обществом, обладающая суверенитетом и имеющая монопольное право на применение силы. Государство обладает рядом признаков: наличие системы налогообложения, внутренний и внешний суверенитет, монополия на применение силы, свое гражданство, государственная символика, наличие армии. Кроме того, государство выполняет огромное количество функций, которые делятся на внутренние ивнешние. К внутренним относятся: регулятивные, охранительные, социальные, политические, духовные, экономические. К внешним – принятие участие в решении глобальных проблем, международное сотрудничество, оборона государственных границ. У любого государства есть свои формы государства – способы организации и реализации государственной власти. К ним относят форму государственно-территориального устройства, форму правления и режим правления. Именно от последнего элемента зависит то, какими методами и способами будет осуществляться государственная власть. Режим правления может быть демократическим или же недемократическим (например, тоталитарный или авторитарный). Демократия бывает прямой или представительной. Именно при этом режиме правления высшей ценностью в государстве являются права и свободы гражданина, существует идеологически плюрализм, свобода слова. Именно установление должного уровня демократии в стране способствует созданию правового государства – государства, где обеспечивается верховенство права во всех сферах общественной жизни и равенство каждого перед законом. Нельзя не отметить, что здесь становится возможным существование гражданского общества – системы отделенных от государства социальных институтов и взаимоотношений, деятельность которых направлена на защиту и выражение частных интересов граждан. Только в условиях развитой демократии и в условиях правового государства можно сохранить и достичь ту самую «святость и величие государства» – справедливость, о чем и говорит нам автор данного высказывания.

На уроках обществознания нами был изучено уголовное дело, связанное с беззаконными действиями бывшего президента Франции Жак Ширака. Парижский суд осудил Ширака на 2 года за создание фиктивных рабочих мест, растрату общественных средств и злоупотребление доверием. Мы видим, что данное правовое государство смогло сохранить и осуществить справедливость, ведь даже такое высокопоставленное лицо как президент понесло наказание за совершенное преступление. Таким образом, государство действительно «неуклонно» осуществляет справедливость.

Из истории нам известно крупное крестьянское восстание Уота Тайлера. Одной из причин этого бунта стали несправедливые указ о работниках 1349 года и положение о работниках 1351 года. Они устанавливали очень низкую заработную плату и, кроме того, приписывали отказ работать к преступлению. За отказ можно было получить штраф или даже попасть в тюрьму. Так, за увольнение по собственному желанию можно было получить уголовное наказание. Таким образом, несоблюдение государством и необеспечение справедливости в обществе привело к недовольствам граждан, восстанию и дезинтеграции общества. Этот пример доказывает, что осуществление справедливости в государстве действительно является «величием и святостью», без которого невозможно благополучие страны.

Таким образом, соблюдение справедливости в государстве является обязательным условием для его благоприятного развития. Необходимо обеспечить существование правового государства, соблюдения законов и их верховенство, чтобы справедливость стала незыблемой основой всего общества.