Проблема самопожертвования (по В. Железникову “В наше время становится всё меньше и меньше людей…”)



Исходный текст

Ленка стояла перед дедушкой, маленькая, худенькая, еле сдерживая слёзы. Николай Николаевич Бессольцев ждал, когда она наберётся сил рассказать о том, что тревожит её, он понимал, что одно неосторожно сказанное слово − и внучка замкнётся в себе. Ленка подошла к окну, выглянула в него и начала:

− А мне в классе объявили бойкот.

− За что? − спросил Николай Николаевич, стараясь не показывать, насколько он взволнован услышанным.

− Дедушка, однажды наш класс убежал с урока, потом Димка рассказал об этом Маргарите Ивановне, и она наказала нас: мы не поехали в Москву. Вот сидим мы в классе, наблюдая, как уезжает автобус без нас, и

вдруг…

− «А я знаю, кто предатель!» − вдруг говорит Миронова.

Ну, решила я, сейчас Миронова бабахнет про Димку.

Заметалась я, засуетилась, посмотрела на Димку и не узнала! Он стоял передо мной каким-то зелёным лунатиком − глаза у него из синих стали белыми. И жалкая улыбочка ползала у него по губам. Не веришь? − Ленка посмотрела на дедушку Николая Николаевича. − Думаешь, не бывает белых глаз? Но они были белыми.

Тут у меня прямо сердце оборвалось! Я догадалась, что Димку перевернуло так от страха. Говорят же: «На нём лица не было от страха». Так вот, на Димке и не было лица. Маргарите Ивановне-то он рассказал, как класс сбежал с урока, тогда он перед нею был герой, а теперь испугался.

А я за него ещё хотела спрятаться, но когда поняла, что ему страшно, что он погибал на моих глазах, то я вдруг сразу перестала бояться и почувствовала, что ничего не боюсь. Взяла его руку в свою и крепко сжала, чтобы он знал, что он в этом мире не один, что у него есть настоящий друг, который сможет защитить его. И мне показалось, что он понял это и вроде бы кивнул мне.

Жуткая тишина сопровождала эти три минуты, это ожидание, и все в страхе поглядывали друг на дружку, пытаясь заранее отгадать, кто же предатель.

Я посмотрела на Димку − он стоял как вкопанный.

− «Димка», − в ужасе прошептала я, чтобы подтолкнуть его.

Мне хотелось заорать на него страшным голосом, ударить, чтобы сдвинуть с места, заставить признаться раньше, чем Миронова назовёт его имя.

Тогда я опять бросилась очертя голову вперёд, чтобы помочь ему.

− «Ребята, − сказала я. − Это... это...»

Я уставилась на Димку, сверлила его глазами, чтобы он понял, что ему уже пора сознаваться, что больше нет ни одной свободной секунды. Но он снова промолчал, он как будто не понимал моих взглядов.

− «Это... − я решилась сама назвать его имя, раз он не мог, − сделал…» И замолчала, хотя понимала, что для отступления уже все дороги отрезаны. Но у меня дыхание перехватило, никак я не могла назвать Димкино имя.

И вдруг я почему-то улыбнулась и сказала совсем не то, что собиралась...

«Это сделала я!..»

− Ах вот в чём дело, − сказал Николай Николаевич и как-то весь преобразился. Значит, Ленка всю вину взяла на себя. А он, старый леший, даже не подумал об этом. Кажется, она сможет прожить свою жизнь не хуже прочих Бессольцевых, ибо обладала теми чудесными качествами характера, которые непременно требовали от неё участия в судьбах людей и боли за них. Открытие это, так неожиданно посетившее Николая Николаевича, обрадовало его несказанно. Он встал и весело прошёлся по комнате, радостно напевая себе под нос, что случалось с ним крайне редко.

− Что с тобой? − не поняла Ленка.

− Со мной? − Николай Николаевич вполне радостно улыбнулся. − Со мной положительно ни-че-го!.. Продолжай, пожалуйста!

Я внимательно слушаю тебя.

− Когда я первый раз произнесла, ну, про то, что это сделала я, то многие не поверили своим ушам: что это, мол, она говорит. А я посмотрела на Димку, улыбнулась и повторила громко:

− «Это сделала я! Понятно?.. Я!»

− «Бойкот предательнице!» − закричали все.

Димка не смотрел на меня.

А я правда не испугалась. Что-то случилось со мной новое.

Сама себя не узнавала, ну, точно это была не я. Димка, кажется, даже успокоился, и это меня обрадовало, значит, я снова помогла ему.

В наше время становится всё меньше и меньше людей, готовых пойти на самопожертвование. К сожалению, многие либо зациклены на своих проблемах, либо же не могут преодолеть свою трусость. Однако всегда найдутся герои, которые готовы «принять весь огонь на себя». Именно об этом пишет В.К. Железников. Проблема самопожертвования – центральная в данном тексте.

Не случайно автор писатель изображает девочку Ленку, которая защищает своего одноклассника. Забыв о своих страхах, школьница уверенно говорит, что это она рассказала всё учительнице. «Ленка всю вину взяла на себя», – пишет автор. Этот фрагмент помогает автору показать читателям, как смела, казалось бы, хрупкая девочка. В отличие от Димки, Ленка ничего не боится, готова идти на самопожертвование. Героиня понимала, чем ей это грозит, но тем не менее она не выдала своего товарища и храбро защитила его. Также важен эпизод, в котором класс объявляет Ленке бойкот. Девочка вовсе не пожалела о своём поступке. Напротив, её основной целью была помощь другу, и она её успешно добилась. Это подтверждают и слова Ленки: «Димка, кажется, даже успокоился, и меня это обрадовало, значит, я снова помогла ему». Автор стремится показать читателю, что люди идут на самопожертвование только из благих намерений. Они не требуют какой-либо похвалы, чего-то взамен, а хотят помочь, именно в этом проявляется героизм таких людей.

По мнению автора, самопожертвование – это героический поступок, ведь так поступить не может отнюдь не каждый. Он одобряет поведение девочки и подчёркивает, что школьница «обладала теми чудесными качествами характера, которые непременно требовали от неё участия в судьбах людей и боли за них». Автор призывает нас брать пример с таких людей, как Ленка.

Я абсолютно согласна с автором в том, что самопожертвование – это ценное качество. На него способны только отважные люди с доброй душой.
Подтверждение этой мысли можно найти в русской классической литературе. Так, Ф.М. Достоевский в своём романе «Преступление и наказание» размышляет о самопожертвовании Сони Мармеладовой. Героиня вынуждена идти «по жёлтому билету» ради того, чтобы прокормить свою семью. Соня хорошо понимала, на что идёт, однако стремление помочь семье её волновало больше всего. Несмотря ни на что героиня остаётся доброй душой и также проявляет милосердие. Автор хочет донести до читателя, что важно всегда оставаться добрым и отзывчивым, какие бы жертвы ни пришлось приносить. И действительно, у Сони непростая жизнь, однако у неё есть сердце. Проблемы близких для неё важнее собственных забот, и читатель это ценит.

Также над проблемой самопожертвования задумывался и В.Г. Распутин в своём произведении «Уроки французского». Здесь мы видим молодую учительницу Лидию Михайловну, которая, видя бедственное положение своего ученика, решается ему помочь. Она играет с ним на деньги, из-за чего и лишается работы. На данном примере автор показывает нам, как великодушны люди, способные на самопожертвование. Учительница понимала, что идёт на риск, но это её не останавливает. Только человек с доброй душой, с храбрым сердцем способен на такое. Помощь другим – это та цель, ради которой люди жертвуют собой.

В заключение хочется выразить благодарность В.К. Железникову за возможность поразмышлять над данной проблемой, ведь о таких вещах стоит говорить чаще. Возможно, мир станет лучше, если каждый будет ставить себе в пример людей, способных на самопожертвование. И тогда таких людей станет в разы больше.