Что же такое взгляд? (по В. Личутину “Говорят, глаза- зеркало души”)

Говорят, глаза – зеркало души. Но зеркало лишь отражает, не запечатлевает образы, и обратной стороны его не обнаружено. Глаза же выражают, погружают в себя, пропускают сквозь внешние картины и всё узнанное передают в неисповедимую область души, сердца и сознания. Глаза созданы из нервов, они играют от чувств, озаряются светом, когда здоровое нутро, иль наоборот – мелеют, тускнеют, мертвеют, когда хворь уже вплотную угнездилась в человеке и терзает его каждый день. Взгляд – это умышление поступка, знак о грядущем действии иль происходящем переживании. Накладываясь на сетчатку глаза, как на экран, взгляд внезапно обнаруживает огненную, испепеляющую силу, от которой становится страшно иль стыдно за себя. Через взгляд, как через беззвучный вопль, человек освобождается от внутреннего гнёта. Взгляд в спайке со словом может привести в безумие массы народу.

Так что же такое взгляд? Он же не фотографирует слепо увиденное? Но и глаза не создают взгляда, а только пропускают его, усиливают или ослабляют. Взгляд исходит изнутри через зрак, как сгущённый пучок энергии, и непонятная сила его недоступна расшифровке, как безусловная божественная тайна; так же и слово, и мысль. Взгляд нельзя зачерпнуть пригоршней, измерить метром, взвесить на скалке весов, записать прибором силу его, разъять на волокна, передать на расстояние. Непонятно, как синтезируется взгляд, каким образом участвуют в его создании душа, сердце и сознание. Но мы уверены, что взгляд существует как форма энергии. Именно взгляду в русском поэтическом языке даны десятки обозначений. Взгляд бывает задумчивый и печальный, нежный и ненавидящий, грустный, тоскливый, радостный, любящий, тревожный, мужественный и трусливый, обворожительный, чуткий, честный, презрительный. Каждый может продолжить этот ряд. Есть взгляд прямой и косой, искренний и предательский, боевой и плутовской, взгляд внутренней гармонии или распада. Взгляд переносит сконцентрированное чувство из областей внутренних во внешние, чувство, которое уже не может держаться в человеке, иначе грудь иль голова его лопнут от напора. И наоборот: извне – в себя.

(По В. Личутину)

Что же такое взгляд? Именно над этим проблемным вопросом предлагает задуматься автор текста В. Личутин.

Размышляя над данной проблемой, писатель отмечает, что взгляд способен передать самые различные чувства, освободить от «внутреннего гнета», обнаружить «огненную, испепеляющую силу, от которой страшно иль стыдно за себя». Взгляд бывает разный: «задумчивый и печальный, нежный или ненавидящий, грустный, тоскливый, радостный…». Неспроста, замечает автор, в «русском поэтическом языке» именно ему даны «десятки обозначений». Так же В. Личутин подчеркивает, что глаза- проводники взгляда – нечто большее, чем «зеркало души», ведь он не только отражают образы подобно зеркалам, но и «погружают в себя, пропускают сквозь внешние картины и все узнанное передают в неисповедимую область души, сердца и сознания».

Позиция писателя понятна: взгляд- «божественная тайна», существующая как форма энергии. «Взгляд- это умышление поступка, знак о грядущем действии иль происходящем переживании».

Нельзя не согласиться с позицией автора. Действительно, взгляд всегда казался мне чем-то таинственным, неизъяснимым… Порой только по одному взгляду можно догадаться о чувствах, переживаниях, мыслях и намерениях человека…

В художественной литературе известно немало произведений, в которых поднимается проблема необычайной значимости взгляда. Так, в поэме М. Лермонтова «Мцыри» главный герой, в честь которого названо произведение, вынужден покорно жить в монастыре. Однако взгляд его никогда не излучал смирения. Его глаза полыхали искренней гордостью, вольнолюбием, стремлением к свободе и непокорностью. Не только в словесной исповеди, но и во взгляде виднелась духовная и душевная сила героя.

А в одноименном произведении М. Горького «Старуха Изергиль» главная героиня подробно описывает взгляд персонажей легенд, чтобы раскрыть суть их характеров. Так, у Ларры взгляд колкий, холодный и гордый- такой же, как и его натура. А у Данко взгляд излучает жизненную силу… Он бесстрашный, мужественный и при этом милосердный…

Таким образом, взгляд- таинственная сила, выражение чувств и желаний, отражение внешнего и внутреннего… Взгляд- это великий дар.