Проблема сохранения культурного наследия (по тексту А. Солженицына “Яконов взбирался тропинкой через пустырь…”)

Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая  —  куда, не замечая подъёма. И ноги устали, вывихиваясь от неровностей.  И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он.  Земля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство.  А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь.  Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее.   Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и заваленным слежавшимся щебнем.  Да!  Да!  Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова.  Он оглянулся. Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мости дальше к Кремлю.  Но колокольня? Её нет.  Или эти груды камня — от колокольни?  Яконову стало горячо в глазах.  Он зажмурился, тихо сел.  На каменные обломки, завалившие паперть.  Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния.  Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании:

 

 – Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве?

 

 И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращённой алтарём в кривой безымянный переулок.  Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода.  И тут же, в углу ограды, рос старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной.

 

 – Вот эта церковь, –  сказала Агния.

 

 –  Но не самое красивое место в Москве.

 

 – А подожди.

 

Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот

 

 –  Так смотри!

 

Антон ахнул.  Они как будто сразу вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. Река горела на солнце.  Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.

 

 –  Да!  Это  –  Москва! — захваченно произнёс Антон.

 

 – Но она  –  уходит, Антон, –  пропела Агния. – Москва – уходит!..

 

 –  Куда она там уходит?  Фантазия.

 

 –  Эту церковь снесут, Антон, –  твердила своё Агния.

 

 –  Откуда ты знаешь?  –  рассердился Антон. –  Это художественный памятник, его как пить дать оставят.

 

Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой, к колоколам, заглядывали ветки дуба.

 

 – Снесут!  –  уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали.

 

Яконов очнулся. Да, … разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями.

 

 

Какую роль играют исторические памятники в жизни человека и общества? Нужно ли их беречь? Именно над этими вопросами размышляет А. И. Солженицын, поднимая проблему сохранения культурного наследия.

Размышляя над проблемой, А. Солженицын рассказывает о прогулке Антона и Агаты близ церкви. С сожалением девушка замечает, что «одно из самых красивых мест в Москве» снесут. Автор стремится показать читателю, как важно людям не оставаться равнодушными к культурным памятникам.  Также важен эпизод, в котором Яконов с горечью вспоминает, что «разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке». Писатель хочет донести до читателя мысль, что нужно бережно относиться  к историческим памятникам. 

Позиция автора ясна: людям следует беречь ту красоту, что была передана нам от наших предков. 

Нельзя не согласиться с позицией А. Солженицына. Действительно,  культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Мы должны сохранять культурное наследие, так как именно оно вносит значительный вклад в нравственное воспитание как человека, так и общества в целом.

Так, российский филолог и культуролог Д. Лихачёв в произведении «Письма о добром и прекрасном» писал о том, что культура воспитывает человека и что каждый ответственен за её сохранение. Разрушение памятников прошлого приводит к невосполнимым потерям национальных ценностей. Именно поэтому каждый должен сохранить культурное наследие, бережно к нему относиться.

Таким образом, хочу отметить, что культура играет важную роль в жизни общества. Её сохранение – одна из основных обязанностей каждого человека.