Исходный текст
Кто в Багдаде не знает великого Джиаффара, солнца Вселенной?
Однажды, когда он был еще юношей, прогуливался Джиаффар в окрестностях Багдада. Вдруг до слуха его долетел хриплый крик: кто-то отчаянно взывал о помощи.
Джиаффар отличался между своими сверстниками благоразумием и обдуманностью, но сердце у него было жалостливое. Он побежал на крик и увидел дряхлого старика, притиснутого к городской стене двумя разбойниками, которые его грабили. Джиаффар выхватил свою саблю и напал на злодеев. Одного убил, другого прогнал.
Освобожденный старец пал к ногам своего избавителя и, облобызав край его одежды, воскликнул:
– Храбрый юноша, твое великодушие не останется без награды. На вид я – убогий нищий, но только на вид. Я человек не простой. Приходи завтра ранним утром на главный базар. Я буду ждать тебя у фонтана, и ты убедишься в справедливости моих слов.
Джиаффар подумал: « На вид человек этот нищий, однако всякое бывает. Отчего не попытаться?»
И отвечал:
– Хорошо, отец мой, приду.
Старик взглянул ему в глаза и удалился.
На другое утро Джиаффар отправился на базар. Старик уже ожидал его, облокотясь на мраморную чашу фонтана.
Молча взял он Джиаффара за руку и привел его в небольшой сад, со всех сторон окруженный высокими стенами. По самой середине этого сада росло дерево необычайного вида. Оно походило на кипарис, только листва на нем была лазоревого цвета.
Три яблока висело на тонких ветках. Одно средней величины, продолговатое, молочно-белое; другое большое, круглое, ярко-красное; третье маленькое, сморщенное, желтоватое. Всё дерево слабо шумело, хоть и не было ветра. Оно звенело тонко и жалобно, словно стеклянное.
– Сорви любой из этих плодов и знай: сорвешь и съешь белый – будешь умнее всех людей; сорвешь и съешь красный – будешь богат; сорвешь и съешь желтый – встретишь искреннее чувство другого человека.
Джиаффар понурил голову и задумался.
– Как тут поступить? Сделаешься слишком умным – жить не захочется; сделаешься богаче всех людей – будут все тебе завидовать; лучше я сорву и съем третье, сморщенное яблоко!
Он так и поступил. А старец засмеялся беззубым смехом и промолвил:
– О мудрейший юноша! Ты избрал благую часть! На что тебе белое яблоко? Ты и так умнее Соломона.Красное яблоко также тебе не нужно… И без него ты будешь богат.
Кто в Багдаде не знает солнца Вселенной, великого, знаменитого Джиаффара?
В предложенном нам для анализа тексте И.С. Тургенев поднимает проблему выбора.
Размышляя над этой темой, автор повествует о Джиаффаре, который спас от разбойников старика, молившего о помощи. На данном примере И. Тургенев хотел показать читателю, что сделанный человеком выбор может спасти чью-то жизнь. Также важен эпизод, в котором Джиаффар стоит перед выбором: быть богатым, быть умнее всех или познать искреннее чувство другого человека. Рассмотрев все варианты и выбрав последний, герой получает одобрение старца, который говорит, что он “и так умнее Соломона”. Этим эпизодом автор хотел показать, что выбор – это ответственный шаг, поэтому нужно принимать мудрое решение.
Основная же мысль текста заключается в том, что у каждого действия или бездействия есть последствия, поэтому важно уметь делать правильный выбор. Я полностью разделяю эту позицию. Человек всегда несет ответственность за сделанный выбор, который может повлиять на всю его дальнейшую жизнь.
Выбор, противоречащий общечеловеческим ценностям, способен разрушить человека изнутри. Подтверждение этой мысли можно найти в русской классической литературе.
Так, в романе великого русского писателя Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” поднимается проблема выбора. Родион Раскольников, главный герой романа, убил старуху-процентщицу, потому что считал, что она “обыкновенный человек”, который не достоин жизни. Впоследствии он начал осознавать свою ошибку, которая “съедала” его изнутри, но изменить решение уже не мог. На данном примере автор показывает нам, как важно уметь принимать решения, чтобы потом не страдать от их последствий.
Но иногда по разным причинам люди делают неправильный выбор, заранее зная о последствиях. Примером, подтверждающим мою точку зрения, может служить автобиография Фрэнка У. Абигнейла “Поймай меня, если сможешь”. Еще будучи подростком, Фрэнк, один из самых неуловимых мошенников в истории, ради азарта подделал чек на крупную сумму. Казалось бы, на этом можно было остановиться, но он, осознавая последствия, сделал свой выбор: вести авантюристский образ жизни, представляясь другими людьми. Конечно, спустя годы его поймали, после чего Абигнейл провел в тюрьме больше четырех лет. Таким образом, мы можем сделать вывод, что за каждое свое действие человек несет ответственность не только перед собой, но и перед обществом. Об этом не стоит забывать, делая выбор.
В заключение хотелось бы отметить, что каждый из нас в своей жизни не раз принимал неверное решение, но именно осознание своих ошибок помогает нам не совершать их в дальнейшем и делать выбор в соответствии со своими истинными ценностями.