Исходный текст
Для меня ясно одно: главные участники истории — это Люди и Время. Не забывать Время — это значит не забывать Людей, не забывать Людей — это значит не забывать Время.
Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитывают историки. Однако они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.
Нам было тогда по двадцать лет. Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим над землёй изо дня в день по своей непреложной закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти; фонари — для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идёшь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный. Все ливни весело проходили над твоей головой, и ты был озорно рад блеску молний и пушечным раскатам грома; все улыбки в том времени предназначались тебе, все смерти и слёзы были чужими… Весь мир, прозрачно-лучезарный, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью, ожиданием любви. Там, позади, не было ожесточённой непримиримости, везде была разлита зеленовато-светлая акварель в воздухе; и не было жёстких чёрных красок. 3а долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.
Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в черно-багровой завесе дыма. Порой мы ненавидели солнце — оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншеи «юнкерсов». Мы узнали, что солнце может ласково согревать не только летом, но и в жесточайшие январские морозы, вместе с тем равнодушно и беспощадно обнажать своим светом во всех деталях недавнюю картину боя, развороченные прямыми попаданиями орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени. Мы узнавали мир вместе с человеческим мужеством и страданиями.
Время уже тронуло память: потускнели детали, полузабыты лица погибших, не так остро ощутимы в воспоминаниях запахи развороченных снарядами окопов, ты не пригибаешься инстинктивно на улице при отдалённом звуке отбойного молотка, напоминающем бой крупнокалиберного пулемета. При вспышках праздничных ракет над крышами домов не рвётся из горла невольный крик: «Ложись!» Уже привычно не выискиваешь взглядом место на углу, возле аптеки или универмага (место для огневой позиции с широким сектором обстрела), а случайно услышанный в сумерках крик ребенка не вызывает в памяти чёрные контуры разбитых деревень, печную гарь дымящихся развалин, обугленные сады, плач в темноте.
Долгожданный мир (мы шли к нему четыре года) прочно вошёл в сознание — мир с блеском утреннего солнца на мостовых, с шелестом переполненных по вечерам троллейбусов и уютной на рассвете вознёй голубей на карнизах.
(По Ю. Бондареву).
Среди ряда проблем, подняты в тексте Ю. Бондарева, мне наиболее актуальной кажется проблема исторической памяти.
Автор рассуждает о том, что невозможно понять трагизм войны, изучая только труды историков. Несмотря на то, что они «…со скрупулёзной точностью подсчитывают» количество дивизий, участвовавших в том или сражении, отражают конкретные цифры, даты, названия, историки не смогут передать те чувства, которые испытывали участники боя, «увидеть страдания и слезы» в их глазах, «ощутить треск пулеметной очереди, убивающей жизнь» …
Позиция писателя ясна: «…главные участники истории- это Люди и Время. Не забывать Время- это значит не забывать Людей, не забывать Людей- это значит не забывать Время».
Нельзя не согласиться с позицией Ю. Бондарева. Действительно, история как наука не может эмоционально передать, как война отразилась на судьбах людей. Более того, война- это не просто сражения, победы, поражения… В первую очередь, война- это люди, которые, жертвуя собой, шли в бой, страдали от ран, гибли от вражеских пуль… Сохранять память о тех, кто пережил ужасы войны, о том, каким было прошлое нашей Родины необходимо, чтобы знать «какою ценой завоевано счастие».
Проблему исторической памяти неоднократно поднимали в своих произведениях русские писатели. Так, Д. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном» рассуждает о том, что «память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным…». Российский филолог акцентирует наше внимание на том, что люди должны не просто знать историю, но и «хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего» в своей памяти и сердце.
А русский писатель и поэт В. Солоухин утверждал, что «Человек- явление социальное, национальное, историческое, … у него есть прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих слагаемых… его просто нет».
Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что в наше время людям необходимо, помнить об историческом прошлом нашей страны, о людях, погибших за Родину. Я горда тем, что в моей стране впервые, а сейчас и в десятках других стран проходят такие шествия, как «Бессмертный полк». Люди и Время объединены! Память жива!…