В данном высказывании автор выражает мысль о том, что образовательный процесс в школах должен фокусироваться не только на предоставлении новых знаний и развитии умственных способностей детей, но и на формировании определенных социальных качествах, полезных черт характера, моральных ценностей. Раскроем тему с помощью теории.
Каждый человек, прежде всего, является индивидом – единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем биологических и социальных черт. Но для того, чтобы быть полноценным участником общественных отношений, быть просто индивидом – мало. В процессе социализации индивид выходит на новый уровень и становится личностью – индивидом с набором социально значимых качеств, реализуемых в общественной жизни. Таким образом, процессом социализации называется переход от индивида к личности, усвоение социальных норм, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в обществе. Данный процесс индивид не может осуществлять в одиночку, именно поэтому появляются агенты социализации, то есть социальные группы, институты или отдельные люди, которые осуществляют социализацию человека. Различают первичных агентов и вторичных. К первичным агентам относят людей, с которыми у индивида тесные межличностные отношения, например, семья, компания друзей. К вторичным – различные организации, где отношения имеют формально-деловой характер, например, школа, представители администрации. За исполнение или нарушение социальных норм, прививаемых индивиду агентами социализации, следуют социальные санкции, то есть системы поощрений или наказаний. Важную роль в процессе социализации играет получение новых знаний, т.е. образования – целенаправленного процесса обучения и воспитания личности в интересах личности, общества и государства. К функциям образования относят: передачу социального опыта, знаний; подготовку квалифицированных кадров; накопление и хранение культуры; социальный кон6троль; социальный отбор. А об еще одной важной функции говорит Путин – о функции социализации. И именно школа является для абсолютного большинства людей самым первым учреждением, где они начинают получать образование, и поэтому школа должна в то же время давать «жизненные» знания, учить решать проблемы, формировать в себе правильные черты характера, взгляды, мировоззрение. Ведь все это, естественно, в комплексе с научными знаниями дает хорошие возможности для построения карьеры и успешного взаимодействия с окружающими.
В статье журнала «Социальные реалии» я прочитала статью о выставке в одной из школ города N. После одного из уроков истории, посвященных культуре родного края, ученики заинтересовались различными историческими сооружениями своей страны. Администрация школы приняла это во внимание и организовала выставку моделей памятников и сооружений искусства, которые создали сами ученики своими руками. Мы
видим, что в данном случае школа выступает не просто как источник знаний и образования. Она создает условия для поднятия культурного уровня детей, создавая условия для интересного изучения культурных ценностей, истории. Это не только обогащает детей культурно, но и вселяет дух патриотизма и уважения к Родине.
На уроке литературы мы познакомились с комедией Фонвизина «Недоросль». Главный герой не ходил в школу и не имел никакого желания развивать свой ум. От всех ненастий его оберегала его же мать. В результате, герой остался не только глупым невеждой, но еще и ужасным человеком, без каких-либо моральных ценностей и социально значимых черт характера, качеств. Данный пример иллюстрирует, что без социализации в школе, даже если человек находится рядом со своей семьей (которая также осуществляет социализацию), он не сможет стать успешным. Ведь именно на школьной скамье в нас закладываются позитивные качества (честь, достоинство, честность, уважение), прививаются моральные ценности. В этом месте человек сталкивается с реальными «законами жизни» и ее трудностями. И именно в школе мы учимся справляться с этими препятствиями.
Таким образом, школа играет важную роль в образовании индивида. Однако школа также осуществляет не менее важную функцию социализации. И система работы школы должна быть построена таким образом, чтобы не только давать научные знания, но и формировать моральные ценности, правильные взгляды, приобщать к культуре и помогать ученикам вырабатывать в себе полезные черты характера и «жизненные» навыки.