Исходный текст
Недавно в средствах массовой информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно обществу. Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. Другие (в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал.
В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. Однако свобода в получении образования имеет и другую сторону. Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. Статистика свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ далеко не всегда являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.
Принято считать, что человек с университетским дипломом олицетворяет не только профессионализм, но и высокий уровень культуры. Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница университета, которая на вопрос профессора о роли языка в её жизни ответила: «Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое»?..
То же самое можно сказать о других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодёжи. Я имею в виду средства массовой информации, литературу, телевидение, кино.
Позволю себе небольшое отступление, обратившись к русской классике. Лев Толстой — это писатель, которого я читаю, можно сказать, всю жизнь, без перерыва. Но что-то заставляет меня вновь и вновь перечитывать, переосмысливая заново то, с чего начинается роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». И в этой ставшей афоризмом и сохранённой в памяти с юных лет фразе мне явилось обобщение, чрезвычайно актуальное в наши дни. Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. И так называемое счастье превращаем в рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем. И потому зло становится более привлекательным. И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость.
И это всё обязывает нас посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне. И тогда, я думаю, мы поймём, что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так, как теперь выходим на улицу, когда вместо элегантного костюма мы надеваем футболки, когда вместо красивых туфель на нас надеты шлёпки. И уже на улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь элегантно одетых людей. И если раньше всегда стремились быть не хуже других в одежде, то сейчас каждый боится оказаться элегантней других. И мы не задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим. Думаю, не ошибусь, если скажу, что с элегантно одетой, подтянутой девушкой мы разговариваем по-иному и ведём себя по-иному. И ненормативная лексика с футболкой и шлёпками больше сочетается, чем с элегантной блузкой и туфлями.
Критерием качества каждого человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова, который утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Так давайте же спасать прекрасное — красоту наших лиц, одежды, души, мыслей.
Почему в мире становится всё меньше людей с высоким уровнем культуры? Зависит ли это от чего-либо? Именно над этими вопросами предлагает задуматься Л. Матрос.
Размышляя над проблемой низкого уровня культуры в обществе, автор приводит в пример выпускников частных и государственных школ, университетов. Казалось бы, они должны «олицетворять не только профессионализм, но и высокий уровень культуры». Но, к сожалению, мы не всегда можем это наблюдать. Автор показывает, что культура человека, его нравственные критерии не зависят только от образования. Также Л. Матрос отмечает, что Футболки, шлёпки стали неотъемлемой частью повседневного гардероба современного человека, поэтому он уже не старается одеваться элегантно, что «тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим».
Позиция автора ясна: изменение норм в обществе влияет на его уровень культуры. Она призывает нас «спасать прекрасное», а именно следить за своей внешностью, речью, мыслями, воспитывать себя.
Я согласна с позицией Л. Матрос. Действительно, о культуре человека судят как по внешним, так и по внутренним критериям. Одно должно быть неразрывно связано с другим. Но иногда случается так, что образованный, красивый человек не обладает внутренней культурой… Я думаю, что на уровень культуры человека также влияет общество, в котором он родился и воспитывался.
Так, в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Иван Бездомный, несмотря на то, что он поэт, позволяет себе грубо выражаться, использовать такие слова, как «морда» вместо «лица». Данным примером автор стремится донести до нас, что не всегда наличие престижной профессии говорит о высоком уровне культуры человека. На Ивана повлияло общество, ведь такие же писатели, окружающие его, не отличались высоким уровнем внутренней культуры…
Человек должен быть красив как снаружи, так и внутренне. Наличие элегантной одежды не сочетается с бранью. Всё должно быть гармонично, человек должен стремиться к самосовершенствованию. Моё мнение подтверждает и роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Элен Курагина, будучи дворянкой, получила хорошее образование, она очень красива. Однако, героиня не была культурно воспитана, не отличалась высокими нравственными критериями. Элен волнуют только материальные ценности, ради которых она готова пойти на любую подлость. На данном примере автор показывает нам, что люди, имеющие образование и красивую внешность, не обязательно обладают высоким уровнем культуры. Элегантная одежда должна сочетаться как с эрудицией, так и с нравственностью. К этой гармонии человек должен стремиться.
Таким образом, хочу отметить, что показателем высокой культуры человека являются не какие-либо критерии в отдельности, а всё в совокупности. Наличие образования не компенсирует отсутствие грамотной речи, а воспитанность и манеры никогда не будут сочетаться с безобразной одеждой.