Исходный текст
Так уж вышло, что по долгу службы я часто сталкиваюсь с речью школьников, студентов и вообще тех, кого можно назвать «молодым поколением». Их язык – странный и новый – часто наполнен удивительными неологизмами и конструкциями, которых я не видел никогда прежде. Но это – их личное дело. По моему скромному мнению, каждое поколение имеет право на свой собственный язык, который будет для него удобен, который будет отвечать его требованиям и нуждам.
Но кое-чего я, к сожалению, понять не могу.
Я говорю о речевых повторах, тавтологиях, которые буквально заполонили речь и, видимо, умы многих моих студентов, кто, казалось бы, уже многие годы говорит по-русски, а потому способен избегать подобных ошибок. Но стоит внести ясность: я в данном случае в меньшей мере говорю об устной речи, поскольку, будем честны, ее контролировать гораздо сложнее. Другое дело – письменная, которая, будучи нашпигованной различными самоповторами, из легкого и изящного инструмента превратится в нечто скучное и неповоротливое.
Представьте себе учащегося, сидящего за партой и корпящего над какой-нибудь важной письменной работой. Он старательно выводит буквы, помнит обо всех запятых, не упускает из виду разнообразные исключения – в общем, пишет вполне себе грамотно с точки зрения орфографии, пунктуации и даже грамматики. Все будет идеально до того момента, когда на его работу взглянет тот, кто сразу опознает тавтологию – именно речевую, «скрытую» ошибку, которую и ошибкой-то фактически назвать не всегда можно. “Это ведь просто повтор слова, ведь так?”
Но страшна она не тем, что демонстрирует незнание правил или законов родного языка, нет. Ее опасность состоит в том, что она выявляет вашу вербальную нищету, невнимательность, мизер словарного запаса, неумение работать с речью и пренебрежение ее красотой.
Скажу даже больше: дело тут не в том, что люди сейчас не знают, что такое тавтологии, или не умеют их искать, нет. Они появляются от нежелания осуществлять сам поиск, так как человек просто не хочет следить за тем, как он обращается с языком.
Потому, единственный выход, что видится мне – внимательность и уважительное отношение к тому поистине великолепному комплексу инструментов, коими мы с вами можем пользоваться фактически по праву рождения. Только так мы убережем наш язык не только от различных ошибок и прочих нелепостей, но научимся и привыкнем оберегать и ценить нечто настолько удивительное и всеобъемлющее.
В предложенном нам для анализа тексте лингвист М.А. Кронгауз ставит проблему сохранения красоты родного языка.
Рассуждая на эту тему, автор приводит в пример своих учеников, письменные работы которых “грамотны с точки зрения орфографии, пунктуации и даже грамматики”, но полны тавтологией, что говорит об их вербальной нищете. М. Кронгауз наводит нас на мысль, что совершение таких ошибок является неуважением к родной речи. Также важен фрагмент, в котором автор высказывает мнение о том, что тавтология является следствием нежелания следить за тем, как человек обращается с языком. Он считает, что единственный способ уберечь письменную речь от ошибок – быть внимательным к нему.
Всем же текстом М. Кронгауз хотел сказать, что каждый человек должен уважать родной язык, чтобы сохранить его красоту. Я полностью согласна с позицией автора, ведь то, как мы используем речь, влияет на нас и нашу культуру в целом.
Примером, подтверждающим мою точку зрения, может служить двадцать первая глава книги “Письма о добром и прекрасном” Дмитрия Лихачёва. В ней он рассказывает о своем опыте публициста и говорит о том, что письменная и устная речь лучше всего характеризует человека. Автор стремится донести до читателя, что каждый из нас должен уметь обращаться с родным языком, уважать его, ведь именно он способен многое поведать про нас.
Очень важно делать все возможное для сохранения красоты русской речи. Именно об этом задумывалась Анна Ахматова в своём произведении “Мужество”. В нём она говорит о готовности пожертвовать собственной жизнью, если это поможет сберечь родную речь: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Автор стремится донести до читателя, что русский язык – один из ценнейших даров, которые у нас есть, поэтому нужно всеми силами стараться сохранить его красоту и богатство.
Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась в том, чтобы напомнить читателям о важности осознания того, что родная речь – это нечто удивительное, и каждому из нас нужно уважать и беречь ее.