Исходный текст
Для России классическая литература — это точка отсчета, идеологический и нравственный фундамент, который объединяет общество и крепче цементирует связь поколений, нежели правовые нормы и исторические традиции. Можно как угодно интерпретировать историю, политику, религию, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и согласно закивают головами ярые антагонисты.
Нет никакого сомнения, что для подобного взаимопонимания годится только та литература, которую признают классической. Именно классика — тот универсальный язык, который понятен для людей разных взглядов, поскольку основан он на абсолютных ценностях, не подверженных духовной инфляции. В этом смысле русская литература обладает совершенно уникальным потенциалом. Впрочем, с таким же — если не большим — успехом можно говорить не об уникальности русской литературы, а об уникальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. Задеть классика для него все равно что оскорбить Родину. Подобное читательское отношение к классике является неслучайным. Оно складывается и закрепляется с малых лет.
Главный инструмент освящения классиков у нас школа. Уроки литературы играли и играют грандиозную роль в формировании российского общественного сознания. Классические книги противостоят воспитательным претензиям государства, раскрывают глаза на неоднозначность и противоречивость мира, рождают в читателе стремление к свободному выбору (Пьер Безухов и Павел Корчагин, являясь положительными героями, тем не менее, герои абсолютно разных романов). Поэтому образцы классики, знакомые с детства, становятся для нас эталонами литературы вообще.
Но, к сожалению, во взрослой жизни мы, читатели, так же редко достаем их с полки, как достают из музея парижский эталон метра. Твердо усвоенное в школе преклонение перед классикой иногда мешает увидеть в ней жизнь, почувствовать ее душу, а недостаток времени и будничная суета мешают попыткам еще раз прочитать знакомые книги. Тот же, кто решается перечитать классику без предубеждения, с чистого листа, сталкивается не только со старыми авторами, но и со своими школьными, так и не повзрослевшими стереотипами. Перечитывая главные книги русской литературы, он понимает, что необходимо изменить, пересмотреть прежнее отношение к ним. Такая переоценка трудна, но вполне возможна и, видимо, закономерна. Мы растем вместе с книгами, книги растут и меняются вместе с нами.
(по П. Вайлю и А. Генису)
В чем заключается уникальность русской классической литературы? Именно над этим проблемным вопросом предлагают задуматься авторы текста П. Вайль и А. Генис.
Размышляя над этой проблемой, писатели акцентируют наше внимание на том, что русская классическая литература обладает «совершенно уникальным потенциалом», ведь она основана на абсолютных ценностях. Читатели же классической литературы не менее уникальны: «они способны видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность», а образцы классики являются для них эталоном литературы в целом.
На мой взгляд, позиция авторов сформулирована в первом предложении текста. Они убеждены, что уникальность классической литературы заключается в том, что она- «точка отсчета, идеологический и нравственный фундамент, который объединяет общество и крепче цементирует». Классика формирует российское общественное сознание, воспитывает, «раскрывает глаза на неоднозначность и противоречивость мира» …
Нельзя не согласиться с позицией писателей. Действительно, главной особенностью книг является то, что они играют большую роль как в формировании отдельной личности, так и общества в целом.
Многие русские писатели затрагивали проблему уникальности и значимости классической литературы. Так, в повести В. Быкова «Обелиск» учитель А. Мороз любил подолгу читать своим ученикам классические произведения, чтобы научить их понимать прекрасное и воспитать в них прочные нравственные основы.
А доктор филологических наук и известный во всем мире переводчик «Слова о полку Игореве» Д. Лихачев писал: «Пока русская классическая литература доступна, пока она печатается, библиотеки работают и для всех раскрыты, в русском народе будут всегда силы для нравственного самоочищения».
Таким образом, после прочтения данного для анализа текста я задумалась об уникальности русской классической литературы, роль которой нельзя недооценить. Классика- это «универсальный язык», понятный для разных взглядов, это воспитательница духовных ценностей и человека, и общества в целом.