Работу над итоговым декабрьским сочинением следует начать с тезиса. Он будет являться основой сочинения.
0. Тезис
- Если ваша тема звучит как ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС, то тезисом к ней будет КРАТКИЙ ОТВЕТ на этот вопрос.
Тема: “В чём причина конфликта между поколениями?”
Тезис: “Причина конфликта между поколениями кроется в нежелании услышать друг друга и пойти на уступки”.
- Если ваша тема относится к виду “СОГЛАСЕН/НЕ СОГЛАСЕН”, то тезис нужно составлять по формуле ВАША ПОЗИЦИЯ (да, согласен / нет, не согласен) + КРАТКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
Тема: “Согласны ли Вы с утверждением Сенеки: «Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести»?”
Тезис: “Я согласен с утверждением Сенеки. Отказаться от мести – значит проявить большое великодушие и показать, насколько ты выше этого. А что может быть обиднее, чем оставить человека наедине с осознанием его низости и мелочности?”
- Если вы выбрали тему “КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ…”, то в тезисе нужно РАСКРЫТЬ СМЫСЛ ИЛИ ПЕРЕФРАЗИРОВАТЬ высказывание.
Тема: “Как вы понимаете слова: «Мечты слабых — бегство от действительности, мечты сильных — формируют действительность»?”
Тезис: “Слабый человек использует мечты, чтобы не сталкиваться с реальностью. В них скрывается от той жизни, которую не может ни выдержать, ни изменить. Сильный же человек относится к мечтам как к путеводной звезде: он хочет приблизить действительность к ним и в итоге меняет мир”.
1. Вступление и раскрытие темы
Вступление не должно занимать больше 1/6 текста. Вступление и раскрытие темы можно написать в одном абзаце, либо разделить их по смыслу на два разных абзаца.
Четыре варианта вступления:
- В виде проблемного вопроса:
“Может ли жестокий человек ранить другого? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с таком многогранном понятии как «жестокость». Попытаемся дать свое определение этому термину…”
- В виде утверждения:
“Жестокий человек – враг народа», – утверждает ФИО. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…”
- По ключевым словам:
“Жестокость…Что значит для нас это слово? Какие поступки можно назвать жестокими? …”
- Обращение к своему эмоциональному восприятию или личному опыту:
“Я выбрала эту тему потому, что она особенно актуальна для меня и моих сверстников. Сейчас мы вступаем в тот период жизни, когда кажется, что многое можно делать без оглядки на опыт “отцов”. Почему? Все просто…”
2. Аргументация с привлечением литературного материала.
— ТЕЗИС. “Различие во взглядах не всегда приводит к конфликту поколений. Раздора можно избежать, если не пытаться доказать свою правоту и признать, что у каждого может быть свое мнение”.
— КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: различие, избежать раздора/конфликта, признать, не пытаться доказать.
Смотрим на получившийся ряд слов и ищем похожие примеры в литературе.
Например, в этом случае на ум сразу приходят отношения Евгения Базарова с его родителями в романе Тургенева “Отцы и дети”.
ПРОВЕРЯЕМ соответствие примера с ключевыми словами. Если все сошлось, то этот анализ станет основой для формулировки аргумента.
Любой пример из любой литературы должен сопровождаться рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ + МИКРОВЫВОД.
Тезис |
Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства — будить в человеке чувство родины. |
Логический переход | Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины — России. |
Аргументы |
А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, С. А. Есенин, А. А. Блок — все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего — с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С. А. Есенина: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою» |
Микровывод | Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными. |
3. Общий вывод
В конце сочинения мы пишем заключительный абзац – вывод. Он пишется исходя из всего, что вы написали ранее.
Три варианта заключения:
- ВЫВОД: итог и обобщение сказанного.
- СЛЕДСТВИЕ: разворачиваем мысль, выраженную во вступительной части.
- АФОРИЗМ / ЦИТАТА / ПОСЛОВИЦА: эмоциональный акцент и подведение итога.
ВАЖНО: вывод – это перефразированное вступление, поэтому в общем выводе нужно еще раз выразить свое отношение к проблеме, чтобы закольцевать композицию всего сочинения.
4. Проверка
- Сверяем тезис и тему
Они должны соответствовать друг другу! Прочитайте тему, затем – тезис (или тезисы, если их несколько) – они должны звучать как вопрос и ответ.
- Сверяем тему и вступление
Посмотрите на ключевые слова темы и тезиса: например, это могут быть слова “причина”, “конфликт” и “разные взгляды”. Вступление должно строиться вокруг этих слов и их синонимов. Если вы ушли слишком далеко от темы, то у вас будут преобладать другие слова: например, “вечная”, “из века в век”, “постоянно” и т.д.
- Сопоставляем вступление и заключение
Убеждаемся, что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу. Чтобы проверить это, сформулируйте главную мысль каждой из частей и сопоставьте их друг с другом. Должно быть об одном и том же.
Например, во вступлении вы говорите: “Главная причина конфликта поколений в том, что они не готовы услышать и понять друг друга”. Тогда в заключении главная мысль должна быть такой: “Действительно, к конфликтам именно нежелание принять позицию другого человека, оставив попытки убедить его в своей правоте”.
- Читаем концовку каждого абзаца и начало следующего
Убеждаемся, что переход от одной микротемы к другой плавный. Для этого есть фразы-клише: начните аргументацию со слов о том, как произведение иллюстрирует ваш тезис. “Тему прощения подробно исследует в своих романах Л.Н. Толстой”. Заключение начните со слов “таким образом”, “как мы видим” и т.д. Так вы покажете, что вывод связан со всем предыдущим текстом.
- Теперь, когда мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой и не содержит логических ошибок, приступаем к поиску речевых, грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок.
Удачи на экзамене!