Как написать итоговое сочинение?



Работу над итоговым декабрьским сочинением следует начать с тезиса. Он будет являться основой сочинения.

0. Тезис

  • Если ваша тема звучит как ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС, то тезисом к ней будет КРАТКИЙ ОТВЕТ на этот вопрос.

Тема: “В чём причина конфликта между поколениями?”

Тезис: “Причина конфликта между поколениями кроется в нежелании услышать друг друга и пойти на уступки”.

  • Если ваша тема относится к виду “СОГЛАСЕН/НЕ СОГЛАСЕН”, то тезис нужно составлять по формуле ВАША ПОЗИЦИЯ (да, согласен / нет, не согласен) + КРАТКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

Тема: “Согласны ли Вы с утверждением Сенеки: «Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести»?”

Тезис: “Я согласен с утверждением Сенеки. Отказаться от мести – значит проявить большое великодушие и показать, насколько ты выше этого. А что может быть обиднее, чем оставить человека наедине с осознанием его низости и мелочности?”

  • Если вы выбрали тему “КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ…”, то в тезисе нужно РАСКРЫТЬ СМЫСЛ ИЛИ ПЕРЕФРАЗИРОВАТЬ высказывание.

Тема: “Как вы понимаете слова: «Мечты слабых — бегство от действительности, мечты сильных — формируют действительность»?”

Тезис: “Слабый человек использует мечты, чтобы не сталкиваться с реальностью. В них скрывается от той жизни, которую не может ни выдержать, ни изменить. Сильный же человек относится к мечтам как к путеводной звезде: он хочет приблизить действительность к ним и в итоге меняет мир”.

1. Вступление и раскрытие темы

Вступление не должно занимать больше 1/6 текста. Вступление и раскрытие темы можно написать в одном абзаце, либо разделить их по смыслу на два разных абзаца.

Четыре варианта вступления:

  • В виде проблемного вопроса:

Может ли жестокий человек ранить другого? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с таком многогранном понятии как «жестокость». Попытаемся дать свое определение этому термину…”

  • В виде утверждения:

Жестокий человек – враг народа», – утверждает ФИО. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…”

  • По ключевым словам:

Жестокость…Что значит для нас это слово? Какие поступки можно назвать жестокими? …”

  • Обращение к своему эмоциональному восприятию или личному опыту:

Я выбрала эту тему потому, что она особенно актуальна для меня и моих сверстников. Сейчас мы вступаем в тот период жизни, когда кажется, что многое можно делать без оглядки на опыт “отцов”. Почему? Все просто…

2. Аргументация с привлечением литературного материала.

— ТЕЗИС. “Различие во взглядах не всегда приводит к конфликту поколений. Раздора можно избежать, если не пытаться доказать свою правоту и признать, что у каждого может быть свое мнение”.

— КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: различие, избежать раздора/конфликта, признать, не пытаться доказать.

Смотрим на получившийся ряд слов и ищем похожие примеры в литературе.

Например, в этом случае на ум сразу приходят отношения Евгения Базарова с его родителями в романе Тургенева “Отцы и дети”.

ПРОВЕРЯЕМ соответствие примера с ключевыми словами. Если все сошлось, то этот анализ станет основой для формулировки аргумента.

— РАЗЛИЧИЕ: родители Базарова – верующие, семейные и чувствительные люди консервативных взглядов. Сам Базаров же придерживался противоположного. К человеку он относится как к биологическому организму, не признавая в нем духовного начала. Отрицал любовь и сентиментальность, презирает “родственное чувство”, считая, что оно мешает объективности. В редкие встречи с родителями он не отказывается от своих принципов: продолжает упорно работать, просит не проявлять излишнего внимания к нему, открыто говорит о взглядах.

— ИЗБЕЖАТЬ РАЗДОРА: несмотря на разницу во взглядах, в доме Базаровых царила атмосфера согласия и не было ни одного конфликта, несмотря на шутки Базарова в сторону отца. Родителей заботило только то, чтобы сыну было хорошо. Отец гордился им. Сам же Базаров перед смертью говорит о родителях так: “Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать”.

— НЕ ПЫТАТЬСЯ ДОКАЗАТЬ: когда Базаров взялся помогать отцу с его врачебной практикой, тот не спорил с его методиками и радовался советам, которые тот дает пациентам, несмотря на то, что сам придерживался другого подхода. Он даже подчеркивал, что теперь пациентов лечат “по самой научной и новейшей методе”. Базаров, хоть и подшучивал над религиозностью отца, все же согласился на причащение, зная, что это может утешить родителей.

Любой пример из любой литературы должен сопровождаться рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ + МИКРОВЫВОД.

Тезис

Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства — будить в человеке чувство родины.
Логический переход Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократ­но обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей ро­дины — России.
Аргументы

А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, С. А. Есенин, А. А. Блок — все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинства­ми и недостатками, но прежде всего — с большой любовью к своему Оте­честву. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С. А. Есенина:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою»

Микровывод Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.

3. Общий вывод

В конце сочинения мы пишем заключительный абзац – вывод. Он пишется исходя из всего, что вы написали ранее.

Три варианта заключения:

  • ВЫВОД: итог и обобщение сказанного.
  • СЛЕДСТВИЕ: разворачиваем мысль, выраженную во вступительной части.
  • АФОРИЗМ / ЦИТАТА / ПОСЛОВИЦА: эмоциональный акцент и подведение итога.

ВАЖНО: вывод – это перефразированное вступление, поэтому в общем выводе нужно еще раз выразить свое отношение к проблеме, чтобы закольцевать композицию всего сочинения.

4. Проверка

  • Сверяем тезис и тему

Они должны соответствовать друг другу! Прочитайте тему, затем – тезис (или тезисы, если их несколько) – они должны звучать как вопрос и ответ.

  • Сверяем тему и вступление

Посмотрите на ключевые слова темы и тезиса: например, это могут быть слова “причина”, “конфликт” и “разные взгляды”. Вступление должно строиться вокруг этих слов и их синонимов. Если вы ушли слишком далеко от темы, то у вас будут преобладать другие слова: например, “вечная”, “из века в век”, “постоянно” и т.д.

  • Сопоставляем вступление и заключение

Убеждаемся, что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу. Чтобы проверить это, сформулируйте главную мысль каждой из частей и сопоставьте их друг с другом. Должно быть об одном и том же.

Например, во вступлении вы говорите: “Главная причина конфликта поколений в том, что они не готовы услышать и понять друг друга”. Тогда в заключении главная мысль должна быть такой: “Действительно, к конфликтам именно нежелание принять позицию другого человека, оставив попытки убедить его в своей правоте”.

  • Читаем концовку каждого абзаца и начало следующего

Убеждаемся, что переход от одной микротемы к другой плавный. Для этого есть фразы-клише: начните аргументацию со слов о том, как произведение иллюстрирует ваш тезис. “Тему прощения подробно исследует в своих романах Л.Н. Толстой”. Заключение начните со слов “таким образом”, “как мы видим” и т.д. Так вы покажете, что вывод связан со всем предыдущим текстом.

  • Теперь, когда мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой и не содержит логических ошибок, приступаем к поиску речевых, грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок.

Удачи на экзамене!