Никакая реклама не поможет продать то, что продать невозможно (С. Паркинсон)

Данным высказыванием С. Паркинсон хотел сказать, что реклама не является определяющим фактором спроса на ту или иную продукцию, так как существуют и другие важные факторы от которых зависит то, насколько успешно будет реализован товар.

Спросом называется готовность покупателей приобретать товар или услугу по определенной цене, в определенном количестве и за определенный период времени. Спрос, на ряду с предложением, является основным регулятором рынка и в его основе лежат потребности людей, нужда в том или ином экономическом благе. В связи с этим, появляется понятие «величины спроса», под которым понимается количество товара, которое может быть куплено по определенной цене за определенный промежуток времени. Величина спроса определяется многими факторами, которые можно разделить на ценовые (закон спроса) и неценовые. Ценовый фактор спроса формулируется в законе спроса, который звучит так: при прочих равных условиях, с ростом цены величина спроса падает. К неценовым же факторам спроса относятся: вкусы и предпочтения потребителей, мода, доходы потребителей, число потребителей на рынке, цены на сопряженные товары, реклама, полезность товара и его качество. Все эти факторы безусловно важны и каждый из них в той или иной степени влияет на успешность реализации товара. Однако одни факторы оказывают большее влияние на формирование спроса, чем другие. Так, реклама не увеличит спрос на какой-либо товар, если потребительские свойства товара, его качество, будут низкими, а повышение качества не обязательно будет сопровождаться увеличением спроса, так как товар может вовсе не соответствовать вкусам и интересам потребителей. Поэтому, можно сделать вывод о том, что факторы спроса взаимосвязаны друг с другом и спрос на товар определяется совокупностью различных факторов.

С мнением С. Паркинсона трудно не согласиться. Обратимся к одной из статей журнала «Мир экономики», в которой рассказывается о том, почему товары фирмы «ИКЕА» на протяжении многих лет пользуются огромным спросом у потребителей. В статье говорится о том, что на начальных этапах своего существования, фирма сталкивалась со многими проблемами. Одной из таких проблем оказалась конкуренция. Фирмы-производители мебели демпинговали друг за другом, и вместе с ценами снижалось и качество. Так продолжалось до тех пор, пока Ингвар Кампрад, основатель «ИКЕА», не оказался заваленным многочисленными жалобами от клиентов, а спрос на товары не стал стремительно уменьшаться. Именно тогда, по словам Кампарда, он понял, что качество тоже имеет значение и это осознание заставило его пойти иным путем. На сегодняшний день товары фирмы «ИКЕА» являются одними из лучших производителей мебели по соотношению цены и качества, и потому ее товары пользуются спросом по всему миру.

Из школьного курса экономики, нам также известно о случаях, когда целые фирмы разорялись из-за того, что их товары переставали пользоваться спросом потребителей. Так, компания «Siemens», занимавшаяся производством сотовых телефонов, представила свой первый телефон еще в 1985 году. Именно в телефонах этой марки впервые появились такие инновации, как цветной экран, MP3-плеер, карты памяти. Тем не менее компания выпускала на рынок телефоны с не до конца отлаженным программным обеспечением, а так же множеством других недоработок. В результате спрос на продукцию стал падать, так как конкуренты компании производили более качественную и технологичную продукцию. В результате фирма «Siemens» сначала была продана, а в 2005 году перестала существовать вовсе.

Таким образом, приведенные аргументы показывают, что спрос на товар во многом зависит от совокупности различных факторов и не может определяется только одним конкретным фактором, что доказывает правоту С. Паркинсона.