Проходя путь ошибок, человек приобретает определенный опыт. Он может быть положительным и отрицательным, но в любом случае мы усваиваем его. Размышление над своими ошибками помогает развить, усовершенствовать свой внутренний мир. Это позволяет нам научиться лучше разбираться в себе, в окружающем мире, лучше понимать людей, быть более чуткими, прислушиваться к своему внутреннему голосу, жить в согласии с нравственными ценностями и в гармонии с самим собой. Все это приходит не сразу, а только после совершения ряда ошибок и осмысливания их результатов.
Ярким примером человека с большим жизненным опытом является образ Андрея Болконского, героя романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». На протяжении всего произведения он проходит несколько жизненных этапов. В самом начале произведения герой предстает перед нами неудовлетворенным своим образом жизни, отвергая ложь, неискренность, лицемерие аристократического общества. В поисках лучшего, желая служить Отечеству и обрести власть, он уходит на войну. Его идеалом, как и многих в то время, является Наполеон. Герой мечтает о подвиге, «найти свой Тулон», который бы прославил его, заставил бы людей восторгаться им. Шенграбенское сражение позволило ему проявить свое мужество: под градом пуль он доезжает до батареи Тушина, где становится свидетелем проявления подлинной отваги артиллеристов капитана. Болконский понимает, что главное – это не власть, не награда, а служение Отечеству. Истинный героизм кроется в простых людях, выполняющих свой воинский долг.
Аустерлицкое сражение казалось князю шансом найти свою мечту. Он надеялся, что это сражение завершится победой, в которой станет решающим именно его участие. Андрей и в правду совершает желанный подвиг: подняв знамя, он ведет за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, он падает и ему приходят в голову мысли: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал». А небо становится для него символом высоких целей, вечности и ценности жизни. Когда Болконский видит Наполеона, шагающего по полю через трупы, его образ, как образ гениальной личности меркнет. Герой осознает, как его «идеал» ничтожен, понимает, насколько важнее для него такие нравственные понятия, как правда, добро и истина. Преодолевая свои ошибки, Андрей проходит через путь становления личности и на этом этапе жизни начинают меняться ценности Андрея Болконского. После смерти Лизы, герой пытается жить для себя, для семьи, для сына, но он воспитан в других традициях, и это ему не удается. Андрей Болконский пытается приложить свой ум и организаторские способности и на государственной стезе: он служит в комитете Спиранского, но и здесь его жизненные принципы не находят воплощения, и он уходит. Новый этап в жизни Андрея Болконского, любовь к Наташе Ростовой, должен был принести этому человеку обновления, новые радости личного счастья, но все это привело к трагической развязке – расставанию. И только в годину войны, ставшей очень тяжелой для народа, он понимает истинное предназначение своей жизни – служить Отечеству, Родине, отстаивая ее честь, быть вместе со своим народом. И, несмотря на то, что судьба Андрея Болконского заканчивается так трагично, мы понимаем, что его жизнь – это пример истинного служения своему народу и своей Родине.
Путь проб и ошибок свойственен для многих героев литературных произведений. Например, и для героя романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». За простотой и банальностью сюжета, которую мы видим, читая произведение, на самом деле кроется глубокий смысл. Автор достаточно подробно описывает жизнь русского народа того времени. Не случайно Белинский назвал этот роман «энциклопедией русской жизни двадцатых годов девятнадцатого века». Мы можем увидеть жизненные пути сразу нескольких героев: Евгения Онегина, Владимира Ленского и Татьяны Лариной. Каждый из них символизирует путь духовных поисков дворянской молодежи той эпохи.
Путь Онегина – это путь совершения ошибок и их преодоления. В романе в стихах описывается жизнь дворянина, который переехал в деревню из Петербурга после получения наследства. Здесь он знакомится с семейством Лариных и Ленским, с которым он тесно сошелся, несмотря на различие натур. Онегин – пресытившийся циник, не знающий, чем себя занять, не нашедший применения в жизни своему уму и способностям. Ленский же – возвышенный романтик, поэт, впитавший в себя все лучшие демократические вольнолюбивые взгляды западной Европы, свято верящий в незыблемость любви, дружбы. Конечно же, он глубоко оскорблен поведением Евгения в доме Лариных на именинах Татьяны, когда Евгений пытается заигрывать с невестой друга. На следующий день Ленский вызывает Евгения на дуэль, которая заканчивается трагически: Владимир Ленский погибает. В этот момент в душе Онегина произошел перелом. Он сознает свою вину, свою ошибку, но уже ничего не может исправить.
За время ведения светской жизни он приобрел богатый опыт в общении с девушками. «Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать…» – и он всегда добился поставленной цели. Но этот опыт сыграл с ним злую шутку. Встретив настоящую любовь, он не дал «привычке милой» ходу, и не захотел терять «свою постылую свободу». Онегин осознал свою ошибку, когда было уже поздно – Татьяна вышла замуж за другого. Она олицетворяет настоящую истинно русскую натуру, которая впитала в себя все лучшее, что должно быть в женщине: преданность, способность на глубокую, искреннюю любовь, доброту, близость к природе и русскому народу и верность своему женскому долгу («Я другому отдана и буду век ему верна»).
Прочитав множество произведений, я еще раз убеждаюсь в верности слов Александра Сергеевича Пушкина: «…опыт – сын ошибок трудных», – ведь ни один человек не может сразу все знать. Анализируя все совершенные нами поступки, хорошие и плохие, честные и бесчестные, мы учимся тому, как надо поступать в дальнейшем. Опыт приходит только в том случае, если мы в состоянии осмыслить наш промах.
А. Бабаева