Исходный текст
–Кира Петровна! О чём вы так задумались?
Обернулась. Рядом стоял доктор Чагин – низенький, массивный человек, зав. отделением травматологии и ортопедии.Тяжёлое, крупное, волевое лицо с янтарными, пронзительными, немигающими глазами. Железно-седые, густые волосы враскидку каким-то острым клювом сходятся на лбу. Общее впечатление – недоброй, умной, насупленной птицы.
Он стоял, опершись на палку, кряжистую, витую, с загнутой ручкой. Говорили, что потерял ногу на войне. И, что ещё страшнее, – семью. В больнице Чагин держался особняком, дружбы, даже приятельства ни с кем не заводил. Всех тут звали по имени-отчеству, а его почему-то не Глеб Евгеньевич, а доктор Чагин. Замкнут, ироничен, опрятно одет…
Стояли мы с ним у кадки с фикусом. Этот фикус был особенный. На его верхушке красовался свежий зелёный побег – третий за зиму.
– Что это вы так пристально разглядываете? – спросил Чагин.
– Да вот на фикус смотрю.
– Что же вы в нём усмотрели?
– Упрямый субъект. В книге «Комнатные растения» сказано: если срезать побег у верхушки, фикус начинает ветвиться. А этот – ни в какую. Стрижём его, стрижём. А он всё растёт в одном направлении
– вверх.
–Черта, достойная уважения, – серьёзно ответил Чагин. –Его урезали, его искалечили, а он всё остаётся собой.
С того нашего разговора прошло много времени. И я, врач, после сложного перелома бедра оказалась пациентом. Несколько операций, много боли, вытяжение, костыли. Сначала лежала в больнице в Москве, потом отправили в родной город. Доктор Чагин – именно ему предстояло заниматься моим дальнейшим лечением.
Снова рентгены, анализы, опять рентгены. Снова гимнастика, физиотерапия. Снова костыли, от которых невыносимо болели плечи…
Примерно месяц я пробыла в родной больнице. И вот Чагин пригласил меня в свой кабинет – поговорить. Мне показалось, что сердце моё остановилось. Кабинетик крохотный, совсем игрушечный, всё впритык: стол, топчан, кресло. Сели.
– Помните, – начал он, – наш разговор в коридоре у фикуса?
– Не помню. Какой фикус? Какой разговор?
– А я помню. Фикус – упрямый, стойкий. Его стригут, укрощают, калечат, а он растёт всё в том же направлении –
вверх, вверх и вверх.
Я вспомнила всё это. И поняла, зачем Чагин позвал меня.
– Сращения нет? – всё же спросила я с крупицей надежды.
– Сращения нет. И новая операция вряд ли что-нибудь даст.
– А перспективы?
– Полной реабилитации ждать нельзя. Частичная возможна.
Всё это зависит от Вас.
– Значит, до конца – на этих костылях?
– Может быть, без них, с палкой. Хожу же я с ней. С работой справляюсь. Значит, справитесь и вы.
Я закрыла лицо руками.
– Испугались?
– Нет. Осмысливаю.
– Самое главное – не впадать в отчаяние, не жалеть себя. Не замыкаться в собственных бедах. Не обижаться на весь мир, а продолжать жить. Человек, если он стоит этого имени, – хозяин своих настроений. Это я вам говорю как врач врачу. И как калека калеке.
Вот оно, это страшное слово – калека. Сколько раз говорила его сама себе. Всё ещё надеясь, не веря, что навсегда. Впервые услышала его от другого человека. Пошатнуло, но не сбило с ног.
Отняла руки от лица. Взглянула прямо в глаза Чагину. Даже улыбнулась.
– Молодец, – сказал он. – Фикус.
Что такое мужество, стойкость перед лицом трудностей? Именно над этим вопросом предлагает задуматься И. Грекова, поднимая проблему силы духа.
В основе текста- история врача Киры Петровны, которая, после сложного перелома бедра стала калекой. Автор акцентирует наше внимание на том, что девушка, узнав, что теперь до конца жизни она будет ходить на костылях, не пугается: ее «пошатнуло, но не сбило с ног».
Писательница убеждена: стойкость перед лицом трудностей- черта, проявляющаяся в умении не впадать в отчаяние, не жалеть себя, не замыкаться в собственных бедах. Она выражает свою позицию устами центрального персонажа доктора Чагина: «Человек, если он стоит этого имени, — хозяин своих настроений».
Нельзя не согласиться с мнением И. Грековой. Действительно, что же будет, если в трудную минуту человек поддастся отчаянию, позволит беде взять над собой верх? Думаю, что ничего хорошего… Мужественный человек всегда найдет силы взять себя в руки.
В художественной литературе известно немало произведений, в которых поднимается проблема силы духа. Так, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей соколов испытал на себе все ужасы, которые приносит человеку война: был ранен, захвачен в плен, работал до изнеможения, голодал… Но самым страшным испытанием для Андрея стала потеря семьи… Однако горе не сломило его. Он находит в себе силы, мужество жить дальше. Андрей отдает всего себя работе и мальчику- сироте Ванюшке, который, как и он, оказался лишен родных и дома. Мальчик становится спасением и единственным смыслом жизни Андрея.
А в произведении В. Быкова «Сотников» главный герой, в честь которого названо произведение, так же поражает читателя стойкостью духа. Будучи в плену, он с честью претерпевает нечеловеческие пытки: ему ломают пальцы, выдирают ногти… Он знал, что если не расскажет всей правды, то погибнет, но не выдал своих товарищей, не стал предателем. Несмотря на мучительную боль и, возможно желание сохранить себе жизнь, Сотников до последнего дыхания оставался верным долгу человека и гражданина и с достоинством держался перед смертью, не позволил себе малодушия, в отличие от Рыбака, который из-за страха смерти перешел на сторону немцев.
Таким образом, сила духа – величайшее человеческое качество, заключающееся в умении брать над несчастиями, бедами верх, до конца оставаться верным себе, преодолевать удары судьбы… Я думаю, каждому из нас необходимо развивать в себе это качество, быть стойкими, мужественными. Без сомнения, текст И. Грековой учит нас именно этому.