Можно ли оправдать жестокость?



Жестокость… Как часто мы с ней сталкиваемся в жизни… От грубого слова до страшных преступлений… Я не раз задумывалась над тем, почему люди бывают жестокими, что служит мотивом для бессердечных поступков? Многие полагают, что чаще всего жестокость совершается ради жестокости, что за ней ничего не стоит: жестоким людям приносят удовольствие страдания других. Однако, я думаю, что на бесчестные и бессердечные поступки способны только люди с душевной травмой, с глубокой обидой, трудным детством или тяжелой судьбой: злом они отвечают на зло, причинённое им самим. Жестокое деяние можно оправдать, поняв причину его совершения, но я никогда не смогу этого сделать, потому что верю – зло обязательно породит ответное зло. Так зачем же его творить? Проблема жестокости, конечно же, не могла не попасть на страницы произведений русских писателей.

Так, в произведении А. С. Пушкина «Дубровский» главный герой, честный и порядочный, Владимир лишается отца и дома из-за продажных чиновников господина Троекурова. Движимый желанием отомстить, Дубровский решается на злодеяния: он поджигает дом, где ночуют приказные, начинает грабить помещиков. В его душе происходят изменения, из благородного человека он превращается в разбойника, так как не может оставить зло, причинённое ему, без ответа. Единственное, чего желает Дубровский – это отомстить Троекурову за гибель отца.

Мы понимаем, что жестокость Владимира вызвана внешними обстоятельствами, что мотив его поведения можно оправдать. Я сочувствую Владимиру, но не могу всецело быть на его стороне, ведь он преступает нравственные законы, тем самым порождает основания для встречной жестокости.

А в произведении Д. И. Фонвизина «Недоросль» властная госпожа Простакова ведет себя жестоко по отношению к своим подчинённым. В одном из эпизодов она ругает крепостного Тришку за неправильно сшитый кафтан. По репликам других действующих лиц несложно догадаться, что замечания Простаковой не имеют никаких оснований. Но она продолжает оскорблять ни в чем не виноватого портного. По ходу развития сюжета жестокость героини по отношению к крестьянам раскрывается все больше: «…Все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем», — признается она с сожалением. Властная и бесчеловечная, она не заботится о тех, кто обеспечивает ей благополучную жизнь.

Не думаю, что у госпожи Простаковой врожденная склонность к жестокости. Я уверена, она была воспитана такими же бессердечными родителями. Поэтому ее жестокость можно понять, но, по-моему, зло, которое она вымещает на своих подчиненных, не может пройти бесследно: крепостные при таком отношении сами ожесточаются, зло множится…

Таким образом, нельзя не отметить, что даже добрые люди, столкнувшиеся с жестокостью, могут невольно перенять это качество. Их можно понять и оправдать: трудно закрыть глаза на злодеяние, причинившее боль. Но следует помнить, что жестокость порождает жестокость и что невозможно выйти из этого порочного круга, если люди не станут относиться добрее друг к другу. Я верю, что это возможно.



Adblock
detector